Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

История наизнанку

А. В. Галанин © 2010

 

Историки, говоря о происхождении русского этноса и основываясь на арабских письменных источниках, упоминают три русских центра - Куяба, Славана, Артания. Эти части Руси упоминаются в арабских письменных источниках X века. Надо полагать, что эти три этнически разных центра в единое государство в IX-XII веках объединили варяги-русь. Надо полагать, что Куяба - это страна со столицей в Киеве, Славана - Славения со столицей в Словенске, а Артания - ...? Где находился Словенск, неясно: историки считают, что это был Новгород на Ильмене, но очень много фактов говорит против этого. В понимании того, где находилась Артания, единодушия еще меньше. Ее разные ученые указывают то в бассейне нижнего Дона и Волги, то в бассейне Камы, то в бассейне верхней Волги, а то и вовсе в Западной Сибири.

Итак, мы ищем Артанию. Известно, например, что полководец Арсак привел дружины на юг от Дона, и случилось это около 250 г. до н.э. Он основал славную династию Аршакидов в Парфии. В основе названия "Арсания", вероятно, лежит индоарийское (скифо-сарматское) слово arsa. Авестийское aresa, осетинское ars означают медведь, слово Avrsu~htai - "медвежатники", или "почитающие медведя". Медведи как символы Велеса до сих пор остались на гербах Ярославля и Новгорода на Ильмене. Тюрки называют русских урусами, а ursus - это медведь. Интересную гипотезу выдвинули А. и М. Леонтьевы в книге "Биармия: северная колыбель Руси". Они утверждают, что тотемное животное у русов был медведь, которого в глубокой древности называли urs. От этого слова и произошло название "урус", которое позднее исказилось в "русь", "русские", что изначально означало не "русые", или "рыжие", а "люди медведя". Название "биармы" тоже переводится как "люди медведя", только образовано оно от слова ber - другого более позднего название медведя. Отсюда, например, слово "берлога" - логово бера, как звали этого зверя наши предки. Но на Руси изначальное название урс (арс) заменилось сначала на "бер", а позднее название "бер" заменили словом "медведь" - "ведающий мед". Так что Русь и Бьярмия означают одно и то же - страну людей медведя. Германцы, норвежцы, шведы и сейчас медведя называют ber.

Древний герб города Ярославля - ursus, он же ber (bjar), он же медведь. Такими представляли русских арабы, тюрки и германцы.

Символ языческой Руси птица Гамаюн. Это символ радости и печали - двух главных психологических состояний русского человека. Если радость, то великая, а если горе, то непомерное. Ничто иное не символизирует более точно "загадочную русскую душу". (Репродукция картина художника В.М. Васнецова)

 

Арабские источники (Ибн Русте) о русах сообщают следующее:

"Русы спускаются по Волге на кораблях и занимаются торговлей,
но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну.
Русы называют себя христианами. Однако знахари у них занимают привилегированное положение, они имеют власть даже над царём.
В качестве жертвы богу русы убивают женщин, мужчин и лошадей. Знахарь указывает, кого следует принести в жертву, и самолично вешает того на дереве.
При похоронах знатного руса в могилу наподобие обширного дома, кладут одежду, пищу, вино, деньги;
вместе хоронят живую жену для блаженства души покойного.
Русы сжигают своих покойников вместе с жёнами;
некоторая часть русов хоронит покойников стоя.
Одежда русов и славян из льна.
Из Арты вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец.
Русы бреют бороды, а некоторые завивают волосы и красят их в жёлтый и чёрный цвет;
одежда их - короткие архалуки.
К востоку от области русов находится гора печенегов, к югу - река Рута, к западу - славяне, к северу - безлюдные земли севера.
В 912-13 г. или 944-45 г. русы приняли христианство, но исповедание этой веры "притупило их мечи", и они отправили четырех мужей в Хорезм, чтобы при посредстве хорезмшаха стать мусульманами."

Из этого следует, что русы обитали в верховьях Волги или еще севернее - в бассейне Белого моря. Христианство в то время у русов не изжило языческой религии, и знахари-волхвы в обществе играли большую роль - пользовались авторитетом как у народа, так и у хакана. Еще сохранялось человеческое жертвоприношение. Были разные племена русов (называющих себя русами): у одних было трупосожжение, у других трупоположение. Льняная одежда у русов говорит о том, что это северный народ, обитавший в зоне тайги. В стране русов или в смежной подконтрольной русам стране водились соболь и черные лисицы, русы добывали свинец. Гора печенегов находилась к востоку от русов - это несомненно Урал, река Рута располагалась к югу - скорее всего, это Волга в ее среднем и нижнем течении (или Дон). Разные участки Волги имели разное название: верхнее и среднее течение называли Волга, а Каму и нижнее течение называли Ра (Рута). Страна русов - это самая северная в Европе из обитаемых стран. Приняв христианство, русы засомневались в своем выборе, поскольку религия эта не одобряла войн, захвата рабов, насилия - а ведь именно это было основой их жизни. Поэтому они подумывали о смене христианства на ислам - желали стать мусульманами.

Страбон в своей "Географии" сообщал следующее: "За Борисфеном (Днепром) живут роксоланы (росы-аланы), к югу от них скифы и савроматы. Кимвры жили на Крымском полуострове. Скифы-кочевники живут в кибитках, а сарматы также скифы, аорсы и сираки частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием". Страбон предполагает, что между Меотидой (Азовским морем) и Каспием живут аорсы и сираки, которых изгнали племена, живущих выше, а аорсы обитают севернее сираков. Абеак, царь сираков, выставлял на войну 20000 всадников, Спадин же, царь аорсов больше - 200000. Аорсы вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и мидийцев. Аорсы жили по течению Танаиса (Дона), а сираки - по течению Ахардея, который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду". Наряду с аорсами, в Артании упоминаются и аримаспы (Эсхил, Геродот). Геродот сообщал: "На севере Европы несомненно находится золото в огромном количестве; но как оно добывается, я не могу этого сказать с достоверностью. Говорят, что одноглазые люди аримаспы похищают его из-под грифов". Золотые предметы чтились скифами как дар Зевса. Из этой версии следует, что Арсания размещалась между Доном и Рипейскими (Уральскими) горами. Это была страна аорсов (арус, урас) - жителей бассейна реки Ра (Волги). Следует сказать, что тогда началом Волги считались истоки Камы, а Волга до слияния с Камой рассматривалась как приток реки Ра.

Арсы - это один из трёх этносов русов. Они "особенно страшны". В страну арсов никто не проникает, так как они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю Они живут на острове, размером три дня пути в длину и ширину. Климат - сырой. Кругом чаща, заросли. Царя русов называют каган. Царь Артании живет в Арте. Абу Хамид ал-Гарнати помещает "Арту" рядом с Висой, (весью). Русы многочисленны. Их страна богата. В ней большие города. Русы нападают на славян, продают их в рабство, грабят их припасы. Русы оставляют наследство только дочери. Если рождается сын, отец вручает ребёнку меч, говоря: это твоё наследство. Артанийские клинки можно сгибать пополам, после чего они выпрямляются. Когда русы начинают войну, то прекращают усобицы, пока не победят врага.

На этом космоснимке мы видим северную часть Европейского континента. Где-то здесь на острове располагались русы, о которых сообщают арабские письменные источники XI века. Я не думаю, что этим источникам можно верить меньше, чем древним русским летописям. Если этой информации следовать, то мы должны найти остров размером приблизительно 60х60 км или 60 км по периметру. Севернее этого острова располагалась земля, на которой постоянных жителей не было.

Так выглядит из космоса остров Колгуев. Размер его в поперечнике около 60 км, что соответствует арабскому источнику. Остров сырой, низменный, это тоже подходит. Но вот растительность на нем тундровая, лес не растет. Постоянно сегодня здесь никто не живет. Но нельзя отрицать того, что в IX-XI веках климат был теплее, и на острове могли расти леса. По крайней мере, остров Колгуев можно рассматривать в качестве кандидата на место обитания "страшных" русов.

Соловецкие острова. В качестве кандидата на остров "страшных русов" IX-XI веков, упоминаемый в арабских источниках, может претендовать большой Соловецеий остров. По размерам он меньше острова Колгуева, но климат здесь более благоприяный. Здесь в изобилии растет лес. Кстати, и следы обитания могущественных русов здесь имеются. Это - Соловецкая крепость, сложенная из дикого камня. Правда ее строительство приписали православным монахам, которые якобы пришли сюда в XVI веке и все построили. Однако есть основание сомневаться в том, что крепость построили монахи. К их приходу она уже была здесь, хотя изрядно обветшавшая. Монахи крепость отремонтировали и приспособили под монастырь. Точно так же советские комиссары не строили соловецкую крепость, они использовали то, что было построено задолго до них. Да и во времена русов крепость наверняка строили рабы, которых русы согнали с окрестных территорий.

В конце VIII начале XI веков в Скандинавии было время повышенной пассионарности, называемое эпохой викингов. На Руси это была эпоха образования Древнерусского государства. Времена викингов — предмет национальной гордости жителей Скандинавии. Они окутаны романтическим флером и ностальгической притягательностью. Конечно же, воспоминания чуть ли не о мировом господстве льстят чувству национальной гордости скандинавов. В это время замечательные кораблестроители-викинги господствовали на море и внезапно нападали на города и поселения прибрежной зоны Западной Европы. Их легкие ладьи - дракары - без труда поднимались вверх по рекам. Жестокие и коварные набеги наводили ужас на христианскую Европу своей непредсказуемостью и беспощадностью. Появления норманнов воспринимались менее пассионарными европейцами как наказание Господне - наравне с чумой и стихийными бедствиями. Викинги держали в страхе наследников империи Карла Великого, неоднократно осаждали и брали Париж, разоряли города на территории современной Германии, Бельгии, добирались до Италии и даже до Испании, завоеванной к тому времени арабами (тоже высоко пассионарный тогда этнос). Англия долгое время находилась под властью викингов.

Коварство викингов не знало предела: известны случаи, когда норманны, осаждавшие город, внезапно объявляли о своем желании раскаяться и принять христианство, после чего их пропускали в город, но во время церемонии крещения они доставали оружие и устраивали кровавую резню. Однако, несмотря на все очевидные жестокости, эпоха викингов, безусловно, была героической. Наибольшей доблестью мужчины тогда считалась отвага и презрение к смерти. Именно бесстрашные путешественники-викинги были открывателями новых земель, например, Гренландии, им принадлежит честь первого открытия Северной Америки. Наряду с воинскими заслугами достоинством мужчины у викингов считалось умение слагать и рассказывать стихи. В ближайшем окружении конунгов обязательно были самые талантливые поэты - скальды, воспевавшие их подвиги, и это считалось залогом удачи и успехов в будущих делах.

Думаю, что викингами были разные этносы, которые можно отнести к особой северо-европейской "морской" цивилизации (культуре). Разные этносы викингов говорили на разных языках, были викинги норвежцы, были викинги шведы, были викинги датчане, были викинги венеды, вероятно, были и викинги германцы. К северо-европейской "морской" цивилизации относился еще один этнос - варяги-русь, который обитал на берегах и островах Белого моря.

Русы были огнепоклонниками. Главным божеством они считали Солнце, дарующее жизнь - даждьбог. Его символами были равносторонний крест и свастика.

Равносторонние металлические кресты, найденные при раскопках в Костроме,- это не христианские, а языческие символы.

Однако в нашей исторической науке промежуток времени, называемый на севере эпохой викингов, традиционно вызывает ожесточенные споры, конца которым не видно. Ведь именно в нем следует искать ответ на вопросы: «Откуда есть пошла русская земля?» и «Кто в Киеве первое начал княжить?». И почему в Киеве? В начале русской истории лежит всем известная легенда о призвании варягов. Отношение к скудным летописным известиям разделило историков на норманистов и антинорманистов. Обе традиции зародились в XVIII веке, и непримиримая перепалка между ними продолжается вплоть до последнего времени. Причина всех недоразумений и споров кроется в том, что варягов почему-то обе спорящие стороны считают шведами (германоязычными), хотя в летописи очень четко сказано "варяги русь": не шведы, не норвежцы, а русь.

Источником новых знаний о варяжской эпохе могут стать исключительно данные археологии, а не досужие рассуждения вокруг куцых текстов из сто раз переписанных и переиначенных летописей. Интересно, но в Западной Европе (не считая Англии и Ирландии) находок, связанных с норманнами, совсем немного. Иное дело Восточная Европа. Предметы, указывающие на присутствие варягов на Руси, обнаружены в огромном числе и во множестве географических пунктов. В начале XX века один из крупных шведских археологов Т. Арне в своей книге «Швеция и Восток» называл Древнюю Русь частью Великой Швеции. Современный шведский исследователь И. Янссон подсчитал соотношение находок характерных скандинавских женских украшений в одном из археологических памятников под Ярославлем и в могильнике классического памятника эпохи викингов в Средней Швеции - Бирки (расположен близ Стокгольма). Ученый пришел к парадоксальному выводу: процент женщин, носивших якобы скандинавские украшения, проживавших в обоих местах, был примерно одинаков. Если учесть, что ни у кого не возникает сомнений в том, что преобладающим этносом, населявшим Бирку, были древние шведы, то напрашивается вопрос: кем же были жители округи Ярославля? Более того, тот же Янссон сопоставил количество находок северного происхождения на поселении Бирки и на Рюриковом городище под Новгородом и выяснил, что и эти цифры примерно одинаковы. Невольно задумаешься: а не была ли и впрямь Древняя Русь частью Великой Швеции? А может быть, Швеция была частью Великой Артании (Бьярмии)- Руси? Пойди сейчас разбери, кто был главнее. Если женщины в Москве насят французские украшения столь же часто, как и в Париже, то это не значит, что в Москве живут француженки. Просто торговля и обмен между этими городами хорошо налажены.

Сдается мне, что "страшные" русы выглядели примерно как эти кельты, да и были они, скорее всего, одним из кельтских племен, сохранившимся в глухом углу на берегах Белого моря на 500 лет дольше, чем в Западной Европе - центре былого ареала этого этноса. Почему-то историки никогда не рассматривают в своих построениях Беломорье. На исторических картах Беломорье или совсем не изображается, или изображается как совершенно белое необитаемое пятно. Но ведь вполне возможно, что изначально кельты сложились в этнос именно на берегах Белого моря, и в Западную Европу они пришли из северной Европы. По крайней мере, на это намекает их Эпос.

Так могли выглядеть волоки, по которым варяги русь (русы) перетаскивали свои челны из рек бассейна Белого моря в реки бассейна Каспия - в Волгу. На таких челнах они приходили в Булгар и в Хазарию, привозили меха, свинец и рабов. (Репродукция картины художника В.М. Васнецова).

Материальная культура восточных славян в эпоху викингов и варягов выглядела достаточно скромно и невзрачно — среди характерных славянских предметов выделяют керамическую посуду (горшки определенных форм), а также женские височные кольца. Находки украшений северного происхождения ярко выделяются на фоне славянских древностей. В эпоху викингов появилась череда собых орнаментальных стилей: изображений фантастических животных, тела которых превратились в ленточное плетение, а суставы в узлы этого плетения. Наиболее эффектными находками эпохи викингов, являются женские украшения - фибулы (броши) разнообразных форм — овальные (скорлупообразные, черепаховидные), круглые, трилистные, равноплечие. С конца VIII по начало XI века мода изменялась, что отразилось во множестве модификаций фибул, состоящих или из одной скорлупки или из двух (одна из них отливалась ажурной и служила декоративной накладкой), менялся орнамент. Определенные виды овальных фибул употреблялись в разное время, так что можно датировать те или иные находки.

Овальные фибулы являются верным признаком национального костюма скандинавских женщин, они служили для скрепления бретелей одежды типа сарафана. Славянские женщины подобного наряда не носили, они предпочитали рубаху и юбку. Часто бортик фибулы имел отверстие, в которое продевалось проволочное колечко, к нему на цепочке подвешивались различные мелкие, но важные предметы, например ключи, так как карманов на одежде тогда не было.

Находки амулетов, связанных со скандинавскими языческими верованиями, также четко указывают на присутствие выходцев из северных стран, ведь религиозный символ чужой веры не мог употребляться человеком, не понимающим его смысла. Железные обручи с подвесками в виде миниатюрного молота - это неотъемлемая принадлежность культа Тора, одного из наиболее популярных, особенно среди воинов, богов скандинавского языческого пантеона. Волшебный молот (молния), который после броска точно поражал цель и всегда возвращался к хозяину, был одним из важнейших атрибутов этого бога, прославившегося своими многочисленными подвигами и победами над великанами и чудовищами.

Ювелирные украшения Северной Руси скандинавского типа. Но я думаю, что такие украшения могли делать и русы, жившие на берегах и островах Белого моря.

 

Женские украшения IX-X веков, найденные при раскопках на северо-западе Руси.

 

Наиболее ранние скандинавские находоки выявлены в Старой Ладоге и относятся к концу VIII века. Это так называемые «длинные дома», которые совершенно несвойственны были славянам. Такие дома не найдены ни на одном славянском памятнике. В доме, длина которого достигала 20-30 м, располагалась большая семья. Перегородки делили дом на отдельные помещения, в центре был очаг, вокруг которого происходили общие трапезы. Часть дома занимал загон для скота. Дома на русском Севере и сегодня строятся такие же длинные, состоящие из передней и задней изб, соединенных большой вставкой - сенями, причем хлев расположен в подклети как бы на первом этаже дома. Так что такой тип домов был свойственен не только скандинавии, но и народам Северной Руси от реки Онеги до реки Печоры с незапамятных времен.

В Рюриковом городище близ Новгорода на Ильмене найдено несколько вещей, говорящих о варягах. Много предметов, в том числе IХ и Х веков, обнаружено в небольших могильниках, относившихся, видимо, к маленьким поселкам, располагавшимся в Юго-Восточном Приладожье. Но особое место среди памятников эпохи викингов на Руси занимает Гнездово, расположенное в верховьях Днепра близ города Смоленска. Не менее четверти населения Гнездова того времени составляли выходцы из Скандинавии, в Гнездове скандинавских предметов найдено гораздо больше, чем в Киеве. Выше Киева по Днепру, на его притоке Десне, в Чернигове и в его округе также имеются находки, связанные с варяжским присутствием. Много варяжских древностей обнаружено в районах Ярославля, Владимира и Суздаля. Очевидно, что большинство скандинавских поселений располагалось тогда на важнейших водных речных путях.

Варяги в поисках славы и богатства стремились в сторону Хазарии, к рынкам Арабского халифата, а также в Византию, где можно было очень выгодно продать северных рабов и белокожих славянских рабынь. Однако такие путешествия были чрезвычайно опасны и были настоящими военными походами. Воин и купец у варягов выступали в одном лице. Балтийско-Волжский путь ими осваивался с IX века, однако вначале использовался только северный его отрезок (до Ярославля). В полной мере весь путь стал доступен лишь с Х века. Отдельные находки в шведской Бирке позволяют говорить о существовании контактов с Хазарией. Прямым следствием проникновения на восток стало распространение в Швеции кафтана с пуговицами и наборного воинского пояса.

Трансъевропейской дорогой, соединявшей север с наследницей античной цивилизации Византией, был так называемый путь «из варяг в греки». Его маршрут подробно описан в «Повести временных лет». Считается, что путь этот начинался в восточной оконечности финского залива, проходил по Неве, юго-западной части Ладожского озера, Волхову, озеру Ильмень, Ловати. Затем необходимо было миновать систему волоков и небольших речек (Усвяча, Каспля, Лучеса, верхнее течение Западной Двины), после чего надо было перебраться в верховья Днепра и по Днепру плыть до Черного моря. Основное препятствие на этом отрезке были Днепровские пороги в районе Киева. По Днепру и Черному морю можно было плыть до Константинополя, Рима и, огибая Европу, держать путь обратно на север, в море Варяжское (Балтийское). Северная часть этого пути могла проходить не только по Волхову, но и по Западной Двине, не заходя в Финский залив и в Волхов. Этот путь был значительно короче и выгоднее. На острове Березань в устье Днепра найден единственный в Восточной Европе рунический камень, установленный скандинавским воином в память о погибшем в пути товарище,- свидетельство о путешествиях в Миклагард (Царь-град).

Но если представить, что путь "из варяг в греки" использовали не только и не столько скандинавские викинги, но и беломорские варяги-русь, то будет очень логично идти именно через Волхов, озеро Ильмень и Ловать. А вот викинги - Шведы и Датчане через финский залив ходили ради того, чтобу попасть в Ярославль, Булгар и в персы, а чтобы попасть в Царь-град, они наверняка ходили по Западной Двине и из нее перетаскивали свои суда в Днепр.

Норвежский конунг Харальд Суровый, до того как стать конунгом в Норвегии, служил наемником при византийском дворе и «все имущество", какое он добывал, он посылал на север в Хольмгард на хранение к Ярицлейву (Ярославу) конунгу русскому, поэтому там скопились безмерные сокровища. Очень интересный факт. Заметьте, Харальд Суровый был не шведом, а норвежцем и доверял не шведам, а Ярицлейву конунгу Русскому, правившему Русью из Холмгарда, который историки почему-то считают Новгородом, не удосуживаясь хоть как-то доказать, что это был действительно Новгород.

Многочисленные археологические находки присутствия варягов-руси, рассеянные на территории в юго-восточном Приладожье, в округе Владимира, Суздаля и Ярославля, явно связаны с небольшими поселениями. Самые большие из них - Тимерево, Михайловское, Петровское - расположены недалеко от Ярославля. Значительную часть населения здесь составляли варяги. Можно ли в данном случае говорить о колонизации Руси варягами? Несомненно! Они сыграли большую роль в ранней русской политической истории. Не приходится сомневаться в том, что основателями правящей династии были варяги-русь - выходцы с берегов Белого моря. Известно, что первые князья пришли из варягов-руси в сопровождении военной дружины, а в дальнейшем князья и Владимир, и Ярослав традиционно продолжали опираться на варяжский военный корпус, хотя порой у местных и варягов и возникали конфликты. И все-таки варяги были русью, а не норвежцами и не шведами и говорили на русском, а не шведском, языке. И на территории будущей России шло не «обрусение» варягов, а обрусение местного населения - мери, карел, веси, кривичей и словен. Ранняя русская история была совершенно самостоятельной, а вовсе не являлась частью истории Скандинавии: государственность на просторах северо-восточной Европы установили не викинги, а варяги-русь. Об этом совершенно четко написано и в наших древних летописях, просто читая их не следует ничего измышлять. Процесс обрусения в основном был, видимо, достаточно мирным - в самосознании русского народа, в отличие от народов Западной Европы, не сложился враждебный образ викинга, так как варяги, вероятно, воспринимались как свои, как близкий этнос.

Американский археолог Мария Гимбутас в 60-80-х годов выдвинула теорию, согласно которой Европа не является прародиной индоевропейских языков. Индоевропейцы (арии), будучи всадниками и скотоводами, согласно ее теории, вселились в Европу в результате ряда вторжений с V до начала III тыс. до н.э. Для ариев было характерно курганное погребение умерших, патриархальная организация, воинственность и даже “безразличие к искусству” (indifferent to art). Неиндоевропейские обитатели “Древней Европы” вели оседлый образ жизни, у них был матриархат, они якобы были миролюбивы, обладли высоким уровнем ремесел, искусств и всей цивилизации. Однако, при всем этом высоком уровне развития и проистекающего от него богатства среднего класса (a rich middle class), доиндоевропейцы будто бы не имели антагонистических классов. Концепция Гимбутас получила широкое распространение, причем среди языковедов – не меньше, чем среди археологов. Исследовательница не видит иной альтернативы для решения индоевропейской проблемы, как свою теорию.

Слабым местом в этой теории, на мой взгляд, является откровенный европоцентризм, суть которого в том, что самые развитые цивилизации, разумеется, появлялись в Европе, самые миролюбивые люди тоже жили в Европе, а вот варвары приходили в Европу с востока и только с востока. Варвары конечно были злыми, жестокими и дикими. Странно только, что это за народ такой, который, обладая всем самым передовым, не может отстоять свою независимость? По-моему, те древние европейцы, о которых пишет Гимбитус, были жалкими трусами, индивидуалистами, утратившими пассионарность. Так что приход более пассионарных этносов в Европу был просто неизбежен. Западная Европа, согласно теории Марии Гимбитус, в историческом плане была этаким "домом престарелых этносов" - этнической богадельней, в которой пришедшие с востока этносы жили, старели и деградировали, утрачивая постепенно свою пассионарность. А может, она права?

Карта северо-востока Европы. Красными пунктирными линиями обозначены речные пути и вероятные волоки, по которым происходило сообщение в средние века на этой огромной территории. Непроходимые леса и болота, отсутствие сухопутных дорог, громадные расстояния исключали другие виды транспорта. Торговля, военные походы, набеги разбойничьих ватаг осушествлялись по рекам. Тот, кто владел реками и волоками, владел всем. Для историка наибольший интерес имеют те места, где пересекается много водных путей. Такими местами являются города: Рыбинск, Вологда, Великий Устюг, Белозерск, Кострома, Ладога, Новгород на Ильмене, Соловецкие острова, Архангельск-Холмогоры, Нижний Новгород.

Ухудшение климатических условий, которое произошло в XIII-XIV веках, вынудило наиболее пассионарные этносы с севера переселяться на юг. Не исключением были и русы, тем более к этому времени они уже имели на юге свои опорные точки в виде городов Ладоги, Белозера, Владимира, Суздаля, Киева, Чернигова, Смоленска и др. Ухудшение климата только ускорило создание так называемой Владимирско-Киевской Руси... поселения-крепости варягов-руси на севере начали постепенно хиреть, хотя русская варяжская активность на беломорском севере полностью никогда не прерывалась. Оставшиеся на берегах Белого моря варяги-русь постепенно трансформировались в русских поморов, а Белое море стало надежными морскими воротами дорвнерусского государства. Я уже писал о том, что обрусение в восточной Европе шло не с юга, а с севера. С юга здесь распространялось христианство, причем процесс этот не был таким быстрым и безмятежным, как его представляет церковь. Стоило загнать жителей Киева и Новгорода для крещения в реку, как все они стали христианами. Чушь какая-то! Зная упрямство русских, поверить в это не могу. Да и где он, тот город Новгород, в котором Добрыня крестил народ мечом (так говорит летопись)?

Академик Янин, ведущий полвека раскопки в Новгороде на Ильмене, рассказал в 2009 г. Владимиру Путину о самых интересных археологических находках, среди которых упомянул берестяные грамоты, свинцовые печати, украшения седла, а также детский сапожок. Не слишком ли мало для Великого Города, каким объявили Новгород на Ильмене? Я провел специальный поиск в итренете археологических фактов, подтверждающих, что Новгород на Ильмене и есть Господин Великий Новгород. И не нашел.

 

Раскопки в Новгороде на Ильмене вот уже полвека ведутся с небывалым размахом и неплохо финансируются. Но ничего существенного, кроме берестяных грамот, здесь так и не обнаружили. Разумеется, бревенчатые мостовые, амбары, в которых хранили жители свой скарб, приспособления для писания букв на бересте, технология приготовления бересты для использования при письме, поголовная грамотность населения, школы для обучения грамоте детей - все это очень интересно. Но это не доказывает того, что поселение на Ильмене было Господином Великим Новгородом.

В Ярославле таких массированных археологических раскопок, к сожалению, не велось, но стоило немножко покопаться местным археологам, как обнаружили очень древнее городище, жители которого поклонялись медведю - урсу - беру.

Считается, что Ярославль был основан в 1010 году при князе Ярославе Мудром для обеспечения безопасности на пути в Ростов и Белоозеро как маленькая крепость - форпост княжеской власти. Древнейшее поселение располагалось, по-видимому, на так называемой Стрелке. Первые археологические изыскания в юго-западной части Стрелки, по краю Медведицкого оврага, были проведены в 1937 году археологами М. К. Каргером и П. Н. Третьяковым. В 1940 году Н. Н. Воронин пытался найти здесь остатки древнейшего Успенского собора, построенного в 1215 году князем Константином Ростовским, и определить местоположение его позднейших перестроек в 1504 и 1646 годах. На протяжении семи веков этот храм считался главной православной святыней Ярославля. В 1937 году в результате плановой борьбы власти с религией он был разрушен.

За два года экспедицией Института археологии Российской академии было исследовано более полутора тысяч квадратных метров площади на предполагаемом месте древнего Успенского кафедрального собора. Было установлено точное место расположения Успенского кафедрального собора, вскрыты остатки его фундамента, собраны фрагменты архитектурных деталей и предметов интерьера. Древнейшей из открытых археологами в 2004—2005 гг. оказалась постройка, погибшая в пожаре первой половины XIII века. Первоначально она имела сельскохозяйственное назначение. Об этом можно судить по найденным здесь жёрнову, железному топору и обгоревшему зерну. В дальнейшем здесь разместили коллективное захоронение: были обнаружены останки девяноста семи человек, беспорядочно уложенные в несколько ярусов. Смерть этих людей, по заключению антропологов, была насильственной: на костях скелетов хорошо заметны следы рубленых ударов и колотых ран. Анализ травм свидетельствует о том, что удары в основном наносились поверженным наземь людям, и многих добивали ударами копья.

 

При раскопках фундамента древнего собора в Ярославле в заповедной части города найдено уже второе коллективное захоронение. Раскапывая почти уже истлевшее деревянное сооружение, по-видимому, хозяйственный подклет жилого дома археологи обнаружили, что он битком набит человеческими костями. В дальнейшем ученые установили, что в погребении находились около ста человек. Время трагических событий - начало XIII века. Выяснилось, что большинство погибших - дети и женщины. А немногочисленные мужчины - по тем временам старики, то есть старше 45 лет. И все они умерли насильственной смертью. По мнению антропологов, люди, погребенные таким странным способом восемь веков назад, были славянами со слабой примесью аборигенной финно-угорской крови. Восстановленный по методу профессора Герасимова облик предков мало чем отличается от внешности нынешнего усредненного ярославского жителя. Кроме того, ученые установили, что сотня людей, оказавшихся волею судьбы вместе в момент гибели, состояла из семейных групп: мать, дети, бабушка, дедушка.

Облик погибших в Ярославле в начале XIII века, восстановленный по методу Герасимова

Женщин, детей и стариков рубили мечами, саблями, догоняли стрелами и копьями. Так, от стрелы, пущенной в спину, погиб пятилетний мальчик. Нападавшие разбивали головы жертв палицами и булавами. Насколько мощным был шквал стрел, говорит один только факт: двум ярославцам из XIII века стрела попала в пятку, причем с внутренней стороны стопы. По мнению ученых, такое могло произойти только во время погони за убегающим человеком. Многих уже упавших добивали пикой или копьем. Некоторые мужчины были обезглавлены. В местах травм на некоторых черепах сохранились прилипшие ворсинки от меховых шапок, а значит, трагедия произошла в холодное время года. По мнению ученых, массовая бойня могла произойти при нашествии татаро-монголов в 1236 г., или в результате нередких в ту пору междоусобных княжеских войн, то есть банальной борьбы за власть. Ученые предполагают, что тела убитых долго лежали на земле, пострадали от грызунов, некоторые отчасти мумифицировались. Потом, из санитарных соображений, их спешно перетащили в обгоревшее и заброшенное строение, закидав досками и камнями. Сколько еще исторических тайн хранится под слоями асфальта, корнями деревьев и пластами практически не исследованной археологами земли на месте старого Рубленого города в Ярославле? Летописи, в которых наверняка был отражен тот период жизни города, увы не сохранились.

До сих пор неизвестно местонахождение поселения "Медвежий угол", которое предшествовало городу Ярославлю. Ни один из раскопов на месте Ярославля не дал материал ранее 11 века. За основание же города именно в 11 веке говорят археологические находки на "Стрелке" Волги и Которосли в 1993 и 1994 гг.

О лихих людях, населявших некогда берега Волги, рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ЯГПУ имени Ушинского Николай Дутов. В 1010 году к молодому ростовскому князю Ярославу Мудрому обратились с челобитной купцы. Они просили князя избавить торговые пути на Волге от разбойников, которых расплодилось в ту пору великое множество. Ярослав пошел на разбойников войной. Князь обеспечивал безопасность транзитных грузов через свое княжество, а за это брал нехилый «таможенный сбор» – пятую часть объявленной стоимости товара. А с грабителями-разбойниками какой сбор, – убытки одни. Приплыл Ярослав Мудрый с дружиною, наголову разбил лихих людей и основал в слиянии двух рек Волги и Которосли крепость. Потом средневековые «пиарщики» придумали красивую легенду об убийстве князем медведя и основании на этом месте Ярославля, сохранив в ней, между прочим, память о разбойниках. Но «медведь» на некоторых угро-финских языках – «ошкуй», а те лихие люди носили прозвище ушкуйники. Предположительно, ушкуйники после захвата своего насиженного места никуда не делись, они поселились в другом месте на берегу Волги и продолжали плавать и грабить все, что плохо лежит и далеко плывет.

В 1360 году они решили пойти войной на саму Золотую Орду! С боями прошли по Волге до устья Камы и взяли штурмом татарский город Жукотин. Захватив там несметные богатства, ушкуйники вернулись назад «пропивать зипуны» в Костроме. Тем временем разозленный наглостью пиратов хан (царь) Золотой Орды отправил к суздальскому, нижегородскому и ростовскому князьям послов с требованием выдачи ушкуйников. Князья тайно подошли к Костроме и, пользуясь поддержкой местного населения, напали на разбойников.

Однако и в XVIII веке в окрестностях Ярославля лихие люди наводили страх на жителей. Вполне естественно, что в такой ситуации Сенат издал указ, в котором городскому магистрату предписывалось «принять должные меры», так как «число воровских партий на Волге постоянно увеличивается, разбойники грабят и разбивают суда, и до смерти людей бьют, и казенные деньги отбираются, и с пушками и с прочим огненным оружием ездят». Даже в XIX веке сохранились в исторических источниках упоминания о речных разбойниках, и только к началу XX века средневековая ярославская речная мафия исчезла с лица земли и постепенно о ней забыли.

На фото справа - артефакты из Ярославля, найденные при раскопках на территории "старого города":

зеленые, синие, желтые и серебростеклянные бусины очень маленького диаметра;

наконечник бронебойной стрелы с массивной боевой головкой ромбического сечения;

наконечника копья с пером в виде двух расходящихся в стороны шипов;

наконечник простой стрелы;

ключи от навесных и нутряных замков;

стеклянные и бронзовые браслеты;

костяной гребень и копоушка.

Одновременно с ростом центрального города на месте современного Ярославля развивался и его посад. Раскопки на территории посада в 1992 г. дали основание утверждать, что посад существует уже с XII века, а в XIII веке он занимал всю территорию известного нам древнего Ярославля. В результате раскопок 1992 г. в районе современной улицы Андропова найдены остатки усадьбы и частокол XIII века. Позднее на этом месте в XIV4 веке была построена усадьба с мощным деревянным ледником во дворе и внутридворовой деревянной мостовой. С этого времени усадьба, временами перестраиваясь, существовала до XIX века. В этом раскопе было найдено свыше 100 стеклянных браслетов разных форм и оттенков, бусины из фиолетового и зеленого стекла, керамическая погремушка в форме утиной головы с камешком внутри, покрытая желтой поливой, несколько железных ключей и фрагмент навесного замка.

Фрагменты стеклянных браслетов, найденные при раскопках в древней части Ярославля.

Артефакты, найденные при раскопках в древней части Ярославля.

Самые ранние следы усадебной застройки на этом месте относятся к рубежу XII-XIII столетий, при этом обнаружены лепная керамика и отдельные находки XI века. Древнейшие свидетельства об Успенском соборе относятся к годам вхождения Ярославля в состав ростовского удельного княжения. В 1215 году князь Константин, старший сын Всеволода Большое Гнездо, заложил на своём дворе первую каменную церковь города - Успения Богоматери. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете, и имела придел. Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. В конце XV столетия во время пожара у этого храма в Ярославле обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей Василия и Константина (XIII век), которые стали главной реликвией городского собора. По-видимому, повреждённый собор отремонтировали в 1510 г.

Через полтора века Успенский собор якобы обветшал, поэтому по царскому указу в 1642 г. заложили новый храм, который окончили и освятили в 1645 г., но через 13 лет 10 июня 1658 года во время разрушительного пожара, уничтожившего Ярославль практически полностью, Успенский собор также пострадал, и в 1659 г появился указ о постройке новой соборной церкви. Новый храм должен был соответствовать новому облику и значению Ярославля. Храм 1640-х годов имели скромные размеры и после пожара в 1658 г. царь Алексей Михайлович решил снести этот храм. Новый собор, заложенный в центре Рубленого города, представлял собой шестистолпное пятиглавое здание.

В 1783 году Успенский собор стал кафедральным. В дальнейшем храм подвергался неоднократным перестройкам в XVIII и XIX веках. В 1832—1833 годах к южной стене пристроена тёплая церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина.
Известно, что в XIII веке Ярославль дружил с Ордой, в связи с этим, в результате восточного влияния, строители внедрили в русскую архитектуру так называемый бухарский стиль.

Ярославль. Вид со стрелки на место, где располагался Рубленый город.

Ярославль: бухарский стиль в древнем строительстве.

Рубленый Город - это цитадель Ярославля. Деревянные стены кремля (Рубленого Города) на Стрелке возникли еще при Ярославе Мудром, после чего, вероятно, их сломали, а потом возродили уже в XII столетии. Перестраиваясь, незначительно расширяясь, они просуществовали до пожара 1658 года. Их история и расположение башен в деталях неизвестны. Установлено, что протяженность стены в XVII веке составляла 1200 метров, и в них было 12 башен. В кремле была одна площадь, и одна улица, которая по мосту, перекинутому через Медведицкий овраг, соединяла Рубленый город с Земляным, или посадом. После пожара 1658-го «Рубленый город» решили не восстанавливать. Вместо него задумали делать каменный кремль, но дальше возведения трех башен в 1660-х годах дело не продвинулось: выяснилось, что на строительство крепости нет денег, да и нападать на Ярославль никто не будет. Решение мудрое: к тому времени классические крепости, с учетом внедрения артиллерии, безнадежно устарели. Ныне откос реки к Волге и особенно к Которосли - это следы вала, на котором стояли стены.

В предыдущих статьях я, не соглашаясь с местонахождением древнего Господина Великого Новгорода на озере Ильмень, вслед за академиком А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским, предположил, что им мог быть Ярославль. Это следовало из его географического положения на более важном водном пути, большего архитектурного богатства, мощности былых крепостных сооружений и др. Усомниться в этой гипотезе меня заставила информация о предварительных результатах археологических раскопок в селении Усть-Шексна в окрестностях города Рыбинска.

Двадцать практикантов доцента кафедры отечественной истории Ярославского государственного педагогического университета Петра Аграфонова при раскопках в устье Шексны нашли клад серебряных монет - древнеарабских дирхемов. Там экспедиция под руководством Александра и Ирины Рыкуновых вот уже полтора десятилетия исследует уникальный памятник истории XI века - древний административный и ремесленно-торговый центр Усть-Шексна, впервые упомянутый в летописях, как и Ярославль, в 1071 году. Под средневековым культурным слоем археологи обнаружили здесь одну из немногих на Верхней Волге стоянок древнего человека периода мезолита - больше сотни каменных отщепов - ножей, орудий труда, изготовленных 7-9 тысяч лет тому назад. Свой рассказ руководитель ярославской археологической экспедиции Владимир Праздников начал с Рыбинска. Оказывается, вот уже 17 лет здесь ведутся раскопки неизвестного по летописям города. Это был очень большой и богатый город, который в Х веке мог превосходить такие города, как Владимир и Киев. Команде во главе с руководителем рыбинской экспедиции Александром Ракуновым буквально каждый год удается обнаружить что-то ценное, а это в работе археологов встречается нечасто. Например, в древнем городе сохранилось множество украшений: перстни, стеклянные и бронзовые браслеты, стрелы, наконечники копий, нательные крестики XII, XIV, XVII веков.

Археологические раскопки в устье Шексны в окрестностях Рыбинска.

Археологические раскопки в устье Шексны. Вскрыто основание кирпичной стены.

Археологические раскопки в устье Шексны. Какой мощный культурный слой!

Археологические раскопки в устье Шексны. Вскрыты кирпичная кладка и кладка из дикого камня. Справа из стенки раскопа торчит металлическое изделие, напоминающее часть оградки или спинку кровати.

Археологические раскопки в устье Шексны.

Арабские серебряные монеты и бусинки из клада, найденного в результате археологических раскопок в Усть-Шексне

Артефакты, найденные при раскопках в Усть-Шексне.

Артефакты, найденные при раскопках в Усть-Шексне.

Вероятно, так выглядело жилище древних обитателей города, расположенного в устье Шнексны. На ткацком станке (слева) ткали льняные ткани, в которых русы появлялись в Хазарии, в люльке качали ребенка, в сундуках хранили одежду и мелкую утварь, лопатой в печь отправляли противни с пирогами, в кадушке держали воду, в ларцах драгоценности, а в красном углу на полках стояли иконы и лампада. Перед зеркалом прихорашивались красавицы.

Лафет (основание) для пушки наверняка изготовили в настоящее время, но ствол нашли при раскопках в Усть-Шексне. Из такой пушки палили в тех, кто шел по Шексне и не хотел платить дань. Помните у А.С. Пушкина: "Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят". Такие пушки могли устанавливать и на кораблях, чтобы отбиваться от разбойников. Как плохо мы знаем нашу историю...

Раскопки в окрестностях города Рыбинска в устье реки Шексны. Думаю, что эти исследования в скором будущем заставят сильно изменить наши взгляды на историю России.

Раскопки в городе Ярославле. В отличие от Новгорода на Ильмене раскопки здесь ведутся с меньшим размахом и малыми силами.

Город Рыбинск. Здание музея-заповедника. Археологические раскопки в Усть-Шексне организовал этот музей, за что я хочу низко поклониться руководству музея и пожелать великих исторических открытий.

Космоснимок части города Рыбинска и Усть-Шексны. Место раскопок обозначено красным цветом.

Место впадения реки Шексны в Волгу. Слева виден мыс - стрелка, на которой ведутся раскопки.

Другое достижение ярославских археологов - «удревнение» города Мышкина. Можно сказать, что ярославская экспедиция подарила этому городу целых пять веков истории. Официально считалось, что Мышкин начал свое существование с XVIII века, но археологи доказали, что люди пришли в эту местность еще в XIII столетии и жили здесь постоянно, не покидая больше этих земель, - рассказал Владимир Праздников. В самом же Ярославле, кроме находок, которые пополняют исторические данные о застройке города, обнаружили необычные женские украшения. В этом году была найдена уникальная шумящая привеска с головой дракона, - увлеченно говорит Владимир Викторович. - Шумящие привески - это женские украшения в виде своеобразных каркасов, на которые нанизывались бубенчики. Такие привески вплетались в волосы или прикреплялись к одежде. Этот предмет женского обихода исчез уже в XIII веке, а обнаруженные вещи относятся к X-XII векам. Раньше традиционно находили привески с головой петуха или лошади, а в этот раз — сказочная голова дракона с огромной пастью. Я такого еще никогда не встречал. Лопаточка с костяным навершием, например, в виде сжатого кулака, называется «капоушко» - приспособлением с таким забавным названием в XI-XV веках древние чистили уши, а также использовали их и как оберег и украшение.

Находки под Рыбинском говорят о том, что в таком важном стыке нескольких речных путей, на котором находится селение Усть-Шексна, не могло не возникнуть древнее поселение, которое должно было превратиться в крепость и крупный город. Сюда ведет путь вверх по Волге из Персии, Хазарии и Булгарии; сюда же вниз по Волге можно попасть из Твери, Переяславля Залесского, Торжка и Углича. По реке Мологе можно прийти из Швеции, Ладоги и Новгорода на Ильмене; по реке Шексне проходил путь от Соловецких островов, который шел по реке Онеге, проходил через города Каргополь и Белозеро; в Шексну волоками можно попасть из Сухоны, а в нее - из Северной Двины и Вычегды. Другого такого узла на водных путях в России просто нет. Посудите сами, все крупные города древности возникли, как правило, в устьях важных рек: Нижний Новгород - в устье Оки, Кострома - в устье реки Костромы, Ярославль - в устье Которосли, Пошехонье - в устье Согожи, Великий Устюг - в устье реки Юг и вблизи устья Вычегда. Не удивлюсь, если в устье Шексны окажется сам Господин Великий Новгород.

Куда же он делся? Был уничтожен Иваном Грозным в XVI веке как самый сильный конкурент Москвы на право быть столицей земли русской. Остатки народа, кого не убили, были выселены в другие города и веси. Что-то "досталось", вероятно, и Рыбинской слободе.

Но положение в устье Шексны было столь удачное, что на месте разоренного города со временем вновь возник большой город, который сегодня известен как Рыбинск. Странная судьба у этого города. Как его только не называли: Рыбинск, Щербаков, Антропов, снова Рыбинск. А может быть, когда-то он был Словенском, а потом Великим Новгородом... до той поры, пока не разорило его войско Ивана Грозного.

Что говорит в пользу этой гипотезы, кроме сказанного выше? Да то, что этот город находился выше по течению Волги, чем Нижний Новгород. А если на Волге есть Новгород Нижний, то должен быть и основанный еще раньше Верхний Новгород, расположенный выше по течению. Поскольку он основан раньше, то слово "Нижний" в нем заменено на "Великий". Только три города на Руси назывались Великими - Ростов, Новгород и Устюг. Недалеко от устья реки Мологи в прошлом находилась самая большая и богатая ярмарка России - Мологская. Уже не было Великого Новгорода, а ярмарка эта функционировала вплоть до Октябрьской революции. Традиции очень живучи!

В заключении хочу сказать, что на северо-востоке Европы имело место длительное и весьма мирное сосуществование пришлого славянского населения с аборигенной «чудью заволочской», карелами, саамами и ненцами. Эта тенденция обусловила широкий обмен производственными навыками, хозяйственное сотрудничество и культурное взаимообогащение. На этой основе происходило формирование пассионарной поморской группы населения Севера, известных как варяги Русь, ныне поморы. На побережье Белого и Баренцева морей русские поморы свели до минимума роль земледелия и создали совершеннейшую морскую промысловую систему хозяйства. В крайне тяжелых природных условиях приполярного Севера сложился тип отважного и предприимчивого промышленника, мореплавателя и первооткрывателя. Поморы издавна включились в общерусское хозяйство, способствовали развитию торговых связей Русского государства с иностранцами.

Русское население Севера по своему этническому происхождению и сегодня весьма сложное. М.В. Витов на основе огромного антропологического материала выделил на территории русского Севера три антропологических типа: ильменско-беломорский, верхневолжский и онежский. Ильменско-беломорский тип распространен среди русского населения на реке Онеге, на юго-западном побережье Белого моря и в нижнем Подвинье. Верхневолжский тип по своему происхождению связан с восточнославянскими племенами в бассейне Верхней Волги, Вятки, Сухоны, Ваги, Пинеги, он распространен на средней и нижней Северной Двине. Онежский тип по своему происхождению связан с финно-угорским населением Севера, он возник в результате смешанных браков русского и местного населения. Все три группы приняли равноправное участие в формировании великорусского этноса и вошли в состав русской нации на правах этнических компонентов.

Былины – ценнейший памятник многовековой истории русского народа. Сохранились былины о русских богатырях только на севере, исключительно благодаря важной роли в культуре здешнего народа устного народного творчества. Считается, что на архангельский Север былины были якобы принесены выходцами с юга. Но я думаю, что "былинная традиция" является особенностью именно северного русского этноса, в чем-то она сродни устной традиции норвежцев. Русский Север был местом создания былин, а не только местом их сохранения.

Вопрос о местонахождении Господина Великого Новгорода остается не решенным. Странно, но мы в своей истории потеряли целый город... А вполне возможно, в средние века это был самый великий город Руси. Найдем ли? Раскопки в Усть-Шексне вселяют оптимизм.

 


 

При подготовке этой статьи мной использованные следующие источники информации:

Александр Шишков. На Стрелке Рубленого города. Статья в интернет.

Юлиан Надеждин. Их ждёт древняя Усть-Шексна. Статья в интернет.

Артания. Статья в Энциклопедическом Фонде России.

Артания, или третья Русь. Статья в интернет на сайте города Томска.

Большая советская энциклопедия.

Николай Новгородов. Артания, или гибель третьей Руси. Статья в интернет.

Все фотографии о раскопках в Усть-Шексне взяты на сайте по адресу: http://www.rusarch.ru/index.htm Материалы о результатах археологических исследований я позаимствовал из статьи И.И. Рыкуновой и А.Н. Рыкунова " Исследования средневекового памятника Усть-Шексна", помещенной на этом же сайте.

Благодарю портал Google Earth за возможность использования космоснимков и фотографий.

 

© Галанин А.В. Русь Беломорская // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2009–2011. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/history4.htm

Русь Беломорская || Откуда есть пошла северная Русь || Бьярмия, варяги и древняя Русь || Варяги - беломорские солевары || Моя родина Шелешпань || Где же был Великий Новгород? || История наизнанку ||