Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты

Волоки Северо-Восточной Европы

© Галанин А.В. Волоки Северо-Восточной Европы // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2009–2013. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/volok.htm

Забытый Ухтомский волок (из Шексны в Сухону) || Забытые волоки (из Соти Ярославской в Шелекшу, из Шелекши в Соть Вологодскую и далее в Лежу и в Сухону) || Забытые волоки (из Соти Ярославской в Согу, по Соге в Согожу, из Согожи в Шексну) || Древний торговый водный путь Сухона – Лежа – Обнора – Кострома – Волга || Сухона – Кострома – Волга || Сухона – Старая Тотьма – Унжа – Волга || Сухона от Великого Устюга по реке Юг – в Ветлугу и Вятку || Вятка – Сысола и Вычегда || Верховья Вятки – верховья Камы – Сысола и Вычегда || Кама – Вычегда – Печора, Кама – Печора || Тихвинская водная система || Кто же они, новгородские ушкуйники? || Из Новгорода на Ильмене по Мсте в Боровичи. Боровические пороги на Мсте || Нижний Мстинский волок – путь на реку Мологу || Гидросистема Вышнего Волочка. Древний водный путь из реки Цны в реку Шегру. Почему в древности торг вели в Торжке, а не в Вышнем Волочке || Древний водный путь из Мсты на реку Мологу через Пестово и Устюжну || Археология и древняя история Мстинско-Тверского края

 

Водный путь из Вятки в Сысолу и Вычегду

 

 

Официальную дату основания города Вятка – 1505 год – нужно считать весьма условной. Считается, что первые русские города на Вятке заложили новгородцы еще в 1174 году. По преданию, они захватили чудскую и черемисскую крепости и поставили свои городки Никулицын и Котельнич. Чуть позже был основан город Хлынов (ныне Вятка), а затем Орлов, Шестаков и Слободский.

«Самовласцы же великаго Новограда жители заратишася с Российскими великими князи и многие их уделныя земли грады и страны разоряюще и пленяюще, и бысть между Российскими князи и Новогородцы великое неустроение и вражда, и тогда Новогородцы воеваху по Волге реке и которые страны завоеваху в тех и жити изволяюще, понеже желаху безмятежно жити и междоусобия отъити, разсматряюще земли и ко вселению удобные места избирающе. И мнози Новогородцы о преселении от своих мест за умножением народа и за неустроением межоусобных браней мыслити начаша».

В этом отрывке можно усмотреть указание на то, что здесь речь идет не о новгородцах с озера Ильменя. С какой бы стати они воевали земли по Волге ниже Костромы? Добраться сюда им было просто невозможно, для этого надо было пройти через земли двух княжеств: Белозерского и Ростово-Суздальского. В общем, здесь есть над чем задуматься...

Поход новгородцев на Волгу датирован 1174 годом. Через несколько лет часть этих новгородцев попадает через Каму и Чепцу на Вятку, и основывает в 1181 году город Никулицын. «И тако Новогородцы начаша обще жителствовати самовластвующе правыми и обладаеми своими жители и нравы своя отеческия и законы и обычаи Новгородския имяху на лета многа до обладания великих князей Российских и прозвашася Вятчане реки ради Вятки». Была вражда вятчан с Великим Новгородом, и безуспешное прихождение на Вятку ратей русских князей, подстрекаемых Новгородом.

Вообще непонятно. Как бы Новгород на Ильмене подстрекал русских князей ходить воевать Вятку? И зачем воевать? Ну, ушли люди из Новгорода и основали своего рода новгородскую колонию на Вятке. Живут, Новгороду не мешают.

«И в лето 6682 (1174 год) отделишася от предел Великаго Новаграда жители Новогородцы самовласцы дружиною своею и шедше плавяху в судех на низ по Волге реке и дошедше реки Камы и пребыша ту не колико время и поставиша по Каме реке градец мал во обитании себе и слышаху о Вятке реке ин же по ней живущих Чуди и Остяков обладающих многими землями и угодьи, построиша окопи и вали земляныя круг жилищ своих бояшася находу Руси, а к поселению потребны и угодны обладают ими от тех язык не тягостны. И отделишася половина тех Новогородцов и идоша вверх по Каме реке до чусовских мест, а другая половина остася на Каме реке в новопостроенном их городке. Шедши же вверх по Каме реце и сшедше на гору на страну ону и дошедши реки Чепцы и вниз по ней пловуще и пленяюще Остяцкие жилища и окруженныя земляными валами ратию вземлюще и обладающе ими…»

Здесь четко сказано, что жители новгородцы шли вниз по Волге до устья Камы, затем поднимаись по Каме и Вятке, где воевали с остяками и чудью. Но вот откуда они шли вниз по Волге? Неужели из Новгорода на Ильмене? Сомнительно ... Кто бы их пропустил мимо Углича, Мологи, Рыбинска, Ярославля, Костромы и т.д.?

Ушкуйники – беспокойная новгородская молодежь, потомки русских варягов, – представляли собой неофициальный военный флот Великого Новгорода. Им поручался сбор дани с обширных северных и восточных владений Великого Новгорода и другие опасные предприятия. Часто они явно превышали данные полномочия, действуя по своему почину. Ушкуй – узкое, легкое и быстроходное речное судно на 20–30 гребцов. На таких судах легко преодолевались сухопутные волоки и мелководья, их использовали в основном для военных походов. Для подрыва экономической основы Золотой Орды, их деятельность была в XIV веке была направлена на Каму и Волгу. В основном ушкуйники вторгались в Булгарию, где громили и грабили ее города и селения. Можно подметить, что их активность возрастала в периоды ослабления Ордынского государства: 1360–80, 1391–93, 1400–09 гг.

Начальное заселение Вятки первыми христианами, произошло на реке Кобре. Затем они были вынуждены бежать от врагов на реку Великую и потеряли там икону Николая Чудотворца. Затем, якобы случайно в 1383 году эту чудесную икону нашли и устроили в её честь небольшую церковь. «Началствуеми же градодержатели (Хлынова) со всем священным собором и со множеством народа едва упросиша у тех христиан (отдать им икону) за обещанием своим еже им по вся лета с сем чудотворным святым образом из града Хлынова приходить на чудотворивое его место».

Эта история уж очень похожа на блуждающую икону на месте будущего монастыря близ села Исаково, о которой я писал в главе "Забытый ухтомский волок". Чтобы построить храм, основать монастырь и, таким образом, начать колонизацию земли и обращение жителей в христианство, было необходимо чудо. И такие чудеса регулярно совершались. Есть спрос, будет и чудо.

 

Волок из реки Кобра (приток Вятки) в р. Сысола

 

По всей вероятности, этот торговый врдный путь проходил из реки Сысолы по ее левому притоку реке Ком, далее в речку Важью, затем волоком в реку Дум, впадающую в реку Кобра (бассейн р. Вятки). Но здесь мог быть и иной путь: из Сысолы в Воктым, затем волоком в Кобру. Возможно, из Сысолы в Кобру были и другие волоки. Это предстоит выяснять местным краеведам.

Но то, что на этом волоке много интересного для археолгов, я не сомневаюсь.

Река Кобра - правый приток Вятки - берет начало в республике Коми, среднее и нижнее течение ее проходит в лесистой местности. Длина реки 324 км. Кобра течет по всхолмленной, местами заболоченной равнине. Крупнейшие притоки ее: Пашняк, Соз, Бол. Таложанка, Черная Холуница, Песковка; Язевка, Суран, Бадья, Сарга, Федоровка, Симоновка. Наиболее значительные селения: Кобра, Краснореченский, Синегорье, Коберцы. Кобра впадает в Вятку в 12 км выше пос. Нагорск. Для нее характерны широкая долина, обрывистые берега; русло извилистое, песчаное. Ширина у с. Краснореченский 25 - 30 м. В устье р. Соз ширина Кобры 30 - 40 м, в низовьях - до 90 м. Скорость течения на перекатах до 2 км/час, на плесах - 0,5 км/час. Берега обрывистые, ниже встречаются песчаные косы, луга. В верховьях на реке сейчас селений нет, но когда-то они здесь наверняка были. Ниже впадения крупного притока Федоровка, в 70 км от устья, течение реки быстрое, до устья отсюда ходят катера. Глубина реки на плесах 1,5-3 м, на перекатах - 0,2 - 0,5 м.

В сети Google мне удалось найти несколько фотографий рек и речек с водораздела Сысолы и Вятки. Ниже приведены некоторые из них.

Река Кобра в истоках. Выше по этой речке можно плыть только в большую воду.

Река Кобра в верховьях. А здесь и летом в межень могут пройти небольшие челны и плоты с грузом.

Река Кобра в среднем течении. Река проходима для больших речных челнов.

Река Кобра в нижнем течении. Прекрасная заброшенная Россия, забывшая свою славную историю.

Река Кобра. Обряд крещения

Река Кобра

После впадения Кобры р. Вятка становится широкой - до 100-120 м - и судоходной рекой.

 

Еще немного истории

Топонимы Кая и Волосница встречаются как на северо-востоке, так и на северо-западе Вятской области и именно там, где в водоразделах проходили волоковые пути. Так же есть информация о том, что в древности проходил волок по территории Подосиновского р-на Вятской области. Да, действительно, Кая и Волосница, это северные названия.рек, в верховьях которых были волоки. В центре области (ссылка на Захарова) волоки обозначались другими словами: Например, Волма, Ухтым, Волок. Название "Кая", так же как "Потчика", занесли люди с севера, точнее те, кто долго прожил на севере. Это могли быть как русские, так и татары, (а может быть и булгары). Сабаевский починок на Илгани имел и другое название - Пушкари; в деревне Большой Полом, что у с. Адышева, была распространена фамилия Пушкарёв; название Адышево, по мнению некоторых, происходит от атыш - "стрелок".
У Поломов (большого и Малого) начинаются речки Пыртик и Малый Пыртик, исток одной из них находится в Татарском логу. Название это старожилы Поломов объясняют так: "татарин там умаялся, поэтому и татарский." Невольно приходит в голову мысль: "умаялся", потому что тащил лодки с волока.

Примерно до середины XIV в. Вятка была независимым княжеством, уделом Арских князей, возможно, это были потерявшие власть правители Третьей Руси - Арсании, которая упоминается в арабских документах того времени. С принятием ими ислама и массовым притоком на Вятку русских, под контролем князей осталась лишь территория вокруг Карино и по Чепце. На средней Вятке в XIII-XV веках формировалось русское вятское казачество, которое составилось из разных групп: бродники, вятичи-меря, новгородцы (ушкуйники) и др. Только здесь все эти своевольные люди могли укрыться во времена Золотой Орды. После 1459 г., когда Москва первый раз наложила руку на Вятскую свободу, начался отток казаков на Дон и Днепр, именно в это время появляются первые свидетельства о тамошних казаках. В 1489 г. уцелевшее казацкое население Вятских городов отошло на юг региона в "Дикое поле" (ничейная зона между русскими и булгаро-татарами). Только так можно объяснить наличие в бассейне Вятки множества "казачих" топонимов.

 

Река Сысола приток Вычегды, впадает в Вычегду в г. Сыктывкаре (прежнее название Устьсысольск)

 

"С конца XVI века дорога из Москвы в Сибирь проходила через Вологду, Устюг, Кайгород, и Верхотурье на Тавду. Но в начале XVII века стала больше использоваться другая дорога - Муром - Нижний Новгород - Царевосанчурск - Яранск - Котельнич - Орлов - Хлынов - Слободской - Кай - Верхотурье. В начале XVIII века появилась дорога в Сибирь через Казань на Кунгур, но перевоз торговых грузов попрежнему шел через Хлынов". Это значит, что и в это время водный путь по Вятке через волок в Каму имел большое значение.

В 1489 г. в августе войска Ивана III подошли к Хлыновскому кремлю. Вятская земля была покорена и вошла в состав Московского государства.

 

 

Река Сысола близ с. Ыб в республике Коми

Река Сысола в среднем течении

На этом космаснимке видна река Сысола в окрестностях Койгородка

 

От верховьев до Койгородка Сысола сильно меандрирует, но от Койгородка до Сыктывкара падение русла больше, и река не образует таких петель.

 

 

Храм в селе Кожим на Сысоле

Село Ыб на Сысоле

В 1329 г. на территории Коми края погибла новгородская торговая экспедиция, шедшая в Югру. Из этого можно сделать вывод о том, что Коми край (территория в бассейнах Вычегды и Печоры в то время не входила в состав государства Господина Великого Новгорода. Около 1365 г. - юный Стефан (уроженец Великого Устюга) принял монашеский постриг в монастыре Св. Григория Богослова в Ростове, где он около десяти лет изучал "книжную премудрость". В 1372 г. в ростовском Григорио-Богословском монастыре Стефан создал пермскую (древнекоми) письменность. Его азбука состояла из 24 букв. В качестве образца Стефан использовал буквы греческого и славянского алфавитов, а также древние коми знаки, изображавшиеся на различных предметах.
В 1363/64 гг. внук Ивана Калиты будущий Дмитрий Донской образовал зависимое от Москвы Устюжское удельное княжество, включавшее и "места пермские устюжские". В 1379 г. началась миссионерская деятельность Стефана Пермского в Коми крае. Вначале Стефан крестил пермян на нижней Вычегде и Пыросе (район современного г. Котласа), построил там небольшую церковь, а затем направился вверх по Вычегде. Побывал у коми, живших на р.Вилядь, и крестил их.

В 1384 г. впервые упоминается селение Вотча, центр христианизации сысольских коми. В Коми крае тогда были построены первые монастыри, основанные Стефаном в Усть-Выми, Вотче, Яренске. Часть вычегодских коми, не пожелавших принимать православие, бежали на Удору и Пинегу: "А непохотел кто к святей вере быти, отиде теи на Удору и на Пенегу (Пинегу) с жоны и детьми свои". В 1386 г. новгородцы захватили вычегодские волости, но войска московского князя Дмитрия Донского изгнали их. Стефан Пермский побывал в Новгороде для улаживания конфликта, связанного с претензиями Новгорода на дань с пермских земель. Интересно, как и в какой Новгород он ездил, каким путем? В 1389 г. язычники коми с Удоры и Пинеги напали на Яренский городок и разорили там Богородицкий монастырь. Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве, его похоронили в церкви Спаса на Бору в Московском Кремле.

Сыктыкар - город при впадении Сысолы в Вычегду, столица Республики Коми. История Сыктывкара началась в XVI в., когда здесь появилось постоянное население. Первое упоминание о Сыктывкаре в писцовой книге 1586: "Погост на усть Сысоле реке". Здесь располагались деревянная церковь, рядом с ней - 3 двора церковнослужителей, и "врозни" (вразброс) - 6 крестьянских дворов. В 1780 г. из состава Яренского уезда был выделен новый Усть-Сысольский уезд.В 1795 году в Усть-Сысольске было 1753 купцов и мещан. В 1833 имелось 487дворов, в которых проживало 2390 человек, "самая большая часть их были коми зыряне". В 1733 году началось строительство одноэтажной каменной Покровской церкви, освященной в 1740. В 1792 году началось строительство Спасской церкви, освященной в 1808. В 1753—1768 гг. по соседству построили каменную Троицкую церковь. Позднее к ней пристроили колокольню. Все вместе они составляли Троицкий собор на берегу Сысолы. В 1820 г. построили Вознесенскую церковь в Кируле. В 1856—1882 гг. был воздвигнут Стефановский собор, нижняя церковь которого действовала с 1883 года. В 1896 году на втором этаже здания была освящена верхняя церковь.

В 1926 в центре и пригородах (включая новый пос. Лесозавод) насчитывалось 2729 домов, в которых проживало 8420 человек.

25 января (5 февраля) 1780 село Усть-Сысола именным указом Екатерины II было преобразовано в город Усть-Сысольск, ставший уездным центром. 10 сентября 1780 в доме купца Суханова в присутствии губернских чиновников из Вологды состоялось торжественное «открытие» нового города. 2 октября 1780 г. был учрежден герб Усть-Сысольска c изображением в нижней половине медведя лежащего в берлоге ( "в знак того, что такого рода зверей в окрестностях сего города находится довольно", а в верхней половине герба находился герб Вологодского наместничества.

Сысола в нижнем течении городе Сыктывкаре

Устье реки Сысола. Вычегда еще подо льдом, а Сысола уже вскрылась от льда, так как она течет с юга на север, а Вычегда - с востока на запад

 

Устье Сысолы в июле. Вода теплее в Сысоле

Сыктывкар, рисунок XIX века. Даревянная церковь. Именно такие церкви строили первые христиане, появившиеся в эдешних краях

Сыктывкар. Кафедральный собор Стефана Пермского

Сыктывкар. Типичный дом в северном стиле

Современная деревянная церковь в Сыктывкаре

О тесной связи населения Сысолы и Вычегды с населением бассейна Унжи и Вятки говорят следующие исторические факты. Так, в 1601 г. сургутские служилые люди обнаружили в Западной Сибири "Зырянский городок" (укрепленное становище, в котором оседали на длительное время торговые люди из Зырянского края. В том же году в Яренск прибыл сосланный Борисом Федоровичем Годуновым боярин Василий Никитич Романов (дядя будущего царя Михаила). В 1601-1603 гг. в Коми крае, как и во всей России, разразился голод, вызванный неурожаями несколько лет подряд в связи с погодными катаклизмами. "Лета 1602 г. много людей государевых померло, потому что в Русии голод великий был два лета. Пермяки многие в голод тот разбрелись по вятским и сибирским городам, а инии померли с неядения", - рассказывает о тех трагических событиях летопись.

В 1605-1609 гг. в государстве были приняты царские указы о колонизации Сибири "пашенными" и "охочими" людьми. В 1606 г. из Яренского уезда в Москву был отправлен воинский отряд вычегжан, вымичей, удорцев и сысольцев в помощь царским войскам, боровшимся с Лжедмитрием. А в 1608 г в Яренске получили грамоту с требованием собрать ратных людей "на государево дело" против поляков и их пособников и 18 декабря дружина вымичей, вычегжан и сысольцев под командованием Яренского головы Григория Середонина и десятника Василия Тентюкова отправилась на защиту Соли Галицкой. А 28 декабря сторонники Лжедмитрия разбили рать северных городов и захватили Кострому. В 1609 г. "шли люди ратные...вычегжаны, вымичи, сысоличи под Еранск и другие городы Вятские от русских воров и польских людей обороняти". В январе в Яренск пришла новая грамота с призывом участвовать в сборе нового войска для борьбы с поляками и Лжедмитрием . Яренский воевода В.Я.Ларионов отправил соответствующее извещение старостам, целовальникам и крестьянам Сысольской земли и 18 февраля в Соль Галицкую для участия в наступлении на тушинцев прибыли "ратные люди многие" из Устюга, Сольвычегодска и "Вымския земли". В начале марта тушинцы были разбиты и Кострома была освобождена. В марте "в полки" князя М.В.Скопина-Шуйского были отправлены 12 ратников с Сысолы. Деньги на их содержание выделили Визингская, Гарьинская и Усть-Сысольская волости. Сысольские ратники участвовали в военных действиях под Ярославлем и в Кашине. К концу года трое из них погибли в боях. В 1610г. 3 января в полки Скопина-Шуйского отправлены 60 ратников с Вычегды, Выми и Сысолы, в частности сысольцы поставили 12 человек под началом десятника Юлия Данилова. Интересно, а как вели себя жители Новгорода на Ильмене в смутное время? На чьей они были стороне? Или это их никак не коснулось?

Экономический расцвет Коми края начался в конце XVII и в XVIII веках. В 1704 г. яренский торговец Г.А. Осколков ездил торговать в Китай. В 1712 г. был построен первый каменный храм в Коми крае - Вознесенская церковь в Усть-Выми. А в 1713 г. на нижней Печоре появились первые старообрядцы и ими был основан Великопоженский скит на р. Пижма, ставший центром печорского старообрядчества. В 1743 г. воинский отряд разгромил Великопоженский скит, 79 скитников сожгли себя. В 1745 г. Берг-коллегия разрешила Федору Прядунову основать на р. Ухте первый в России нефтяной промысел. В 1745-1747гг. проводилась ревизия на территории Коми края. Тогда в нем проживали 42-42,5 тыс. человек, в том числе коми-зырян около 38 тыс. человек. В 1753г. в погосте Усть-Сысола начали возводить вторую каменную Троицкую церквь. В 1754 г. в с. Троицке-Печорск построена Троицкая деревянная церковь.В 1757 г. А.И. Нагавиков собрал на Ухте более 36 пудов нефти, а в октябре этого года начал работать Кажымский завод, выковывавший железо из Вятского чугуна.

В 1758-1762 гг. - яренский посадский человек С.Г. Глотов участвовал в исследованиях Русской Америки. В 1780 г. 10 сентября в доме купца Суханова в присутствии губернских чиновников из Вологды состоялось торжественное "открытие" нового города Усть-Сысольска. А в 1783 г. 16 января императрица Екатерина II утвердила первый генеральный план Усть-Сысольска, который в Петербурге составили архитекторы Всероссийской комиссии строений П.Р.Никитин и П.И.Обухов. В 1785 г. - составлен проект строительства Северо-Екатерининского канала между р. Северная Кельтма (приток Вычегды) и р. Джуричем (приток Южной Кельтмы, впадающей в Каму), в 1786 г. началось строительство этого канала, которое было прервано в связи с войной России с Турцией и Швецией. Строительство Северо-Екатерининского канала возобновили только в начале XIX века.

Владельцы Нювчимского завода Грибановы в 1787 г. заключили контракт с английской фирмой "Артур Нейли и К"" о поставке 100 тыс. пудов железа.
В 1790 г. на Нювчимском и Нючпасском заводах по указанию Сената изготовили и отправили в Архангельск 19139 ядер, 3428 гранат, 747 бомб и др.
В 1791 г. - усть-сысольские купцы возбудили дело против крестьян Небдинской волости Латкиных, обвинив тех в незаконной скупке пушнины. При обыске у Латкиных обнаружено 11786 беличьих, 44 горностаевых и некоторое количество других шкурок. Ответчики предъявили суду доверенность от крестьян Вишерской и Небдинской волостей на продажу их пушнины и были оправданы. Это говорит о том напряжении, которое царило тогда в обществе в связи с добычей, скупкой и продажей пушнины. Купцы пытались воспрепятствовать крестьянам самим продавать добытую пушнину.

В 1795 г. началось заселение верховьев р. Лузы. К этому времени относится первое упоминание о существовании д. Вазега (Вазюг) на р. Вазюг (правый приток Лузы). Первопоселенцем в ней был Андрей Игнатьев Перминов. В 1796 г. вышла в свет книга А. Фомина "Описание Белого моря с его берегами и островами вообще, также частное описание островной каменной гряды, к ней принадлежат Соловки и топография Соловецкого монастыря с его островками". Это был первый русский литературный источник о Тиманском кряже.

Таким образом, Коми край издавна связан и экономически, и культурологически, и политически с Россией. Эти связи развивались по крайней мере в течении 600 лет. История Коми края до этого, вероятно, была тесно связана с Бьярмией и Волжской Булгарией. Водные торговые пути с волоками в том и другом случае играли решающую роль.