Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты

Волоки Северо-Восточной Европы

© Галанин А.В. Волоки Северо-Восточной Европы // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2009–2013. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/volok.htm

Забытый Ухтомский волок (из Шексны в Сухону) || Забытые волоки (из Соти Ярославской в Шелекшу, из Шелекши в Соть Вологодскую и далее в Лежу и в Сухону) || Забытые волоки (из Соти Ярославской в Согу, по Соге в Согожу, из Согожи в Шексну) || Древний торговый водный путь Сухона – Лежа – Обнора – Кострома – Волга || Сухона – Кострома – Волга || Сухона – Старая Тотьма – Унжа – Волга || Сухона от Великого Устюга по реке Юг – в Ветлугу и Вятку || Вятка – Сысола и Вычегда || Верховья Вятки – верховья Камы – Сысола и Вычегда || Кама – Вычегда – Печора, Кама – Печора || Тихвинская водная система || Кто же они, новгородские ушкуйники? || Из Новгорода на Ильмене по Мсте в Боровичи. Боровические пороги на Мсте || Нижний Мстинский волок – путь на реку Мологу || Гидросистема Вышнего Волочка. Древний водный путь из реки Цны в реку Шегру. Почему в древности торг вели в Торжке, а не в Вышнем Волочке || Древний водный путь из Мсты на реку Мологу через Пестово и Устюжну || Археология и древняя история Мстинско-Тверского края

 

Древний водный путь Сухона-Старая Тотьма-Унжа-Волга

 

В ХIII-ХV веках по Сухоне проходил великий речной торговый путь, связывающий Южную и Западную Европу с Северной Европой и с Западной Сибирью. Этот путь начинался от Вологды, шел мимо Тотьмы к Великому Устюгу, далее вверх по Вычегде, затем по волокам вел к другим рекам. На север к Белому морю купцы плыли по Северной Двине от Великого Устюга.

В этой главе рассмотрим водный путь, связывавший город на Сухоне Тотьму с городами на реке Унже - притоке Волги. Главный из городов на Унже - Кологрив, затем Мантурово и в низовьях Макарьев. Эти города Костромской области расположены на важном торговом пути, и в прошлом они играли очень важную роль. Используя фотографии из интернета (Google), карты и космоснимки, я попытаюсь доказать, что земля Костромская и народы, населяющие ее, имеют длинную историю, которая неадекватна сегодняшнему состоянию этого края. В глубокой древности земли эти населяли угро-финские племена, называвшиеся костромой. Я думаю, что самоназвание народа было иным; кострома была богиней, которой поклонялись эти люди. Но все это было до принятия христианства, до того, как жители края переняли русский язык и стали русскими. Две большие реки протекают по территории Костромской области - Кострома и Унжа. В предыдущей главе мы могли познакомиться с волоками из реки Костромы, в этой рассмотрим волоки из Унжи.

Река Унжа - левый приток Волги. Протекает по территории Вологодской и Костромской областей. Образуется за счет слияния рек Кемы и Лундонги. Протяженность реки Унжи 426 км, общая площадь бассейна 27800 кв. км. Сразу после своего образования из Лундогни и Кемы Унжа достаточно широка, а после впадения в неё Виги и Куножа становится и вовсе широкой, достигая в ширину порой 60 метров. Основные правые притоки Унжи — Кунож, Вига, Нея; и левые -  Княжая, Межа, Пумина, Белый Лух, Чёрный Лух. Селения располагаются преимущественно по правому берегу Унжи, берег этот высок и местами даже крут. Левый же берег напротив низок и местами заболочен. Ледостав держится со второй половины ноября по конец марта. В это время Унжа пригодна для санного пути.

Село Унжа раскинулось на правом, высоком берегу реки. Это одно из древнейших русских поселений в Северном Заволжье. Первое упоминание о нем относится к 1218 г., когда болгары, государство которых было расположено на Средней Волге и Каме, совершили нападение на Великий Устюг. На своих легких стругах болгары поднялись по Волге, Унже, переправились по волокам в бассейн реки Сухоны, а когда возвращались обратно, хотели овладеть и городом Унжей, чтобы создать здесь свой промежуточный опорный пункт, но это им не удалось. Значит, в то время селение Унжа была крепостью.

Карта Костромской области. На ней изображена река Унжа, основные населенные пункты и соседние области. Город Кострома контролировал бассейн реки Костромы, а бассейн реки Унжи контролировал город Макарьев.

 

Это огромное верховое болото расположено на правом берегу Сухоны выше по течению от г. Тотьма. Видны извилистые русла правых притоков Сухоны, по которым можно подняться из Сухоны до водораздела и волоком перейти в бассейн истоков реки Костромы или Унжи. Огромное верховое болото — это бывшее озеро. Темные пятна — чистая водная гладь. Представляете, сколько клюквы здесь бывает каждый год!

 

Речка Топошма в окрестностях с. Красное на правом берегу Сухоны. На космоснимке эта речка изображена в левой нижней части.

Устье реки Старая Тотьма. Вначале город Тотьма располагался в устье этой речки, из которой был волок в реку Унжа

На этом космоснимке видно устье и нижнее течение реки Старая Тотьма. Река в устье делает петлю. В этом месте, вероятно, и была древняя крепость, контролировавшая важный речной торговый путь

 

Старинный город Тотьма.

В свое время город Тотьма не уступал по величию Новгороду на Ильмене. Но историю его мы просто подзабыли. Наши историки сделали все возможное, чтобы сделать нас "неисторическим народом".

 

Храм в городе Тотьма. Обратите внимание на внешнюю отделку стен. Такое благолепие можно увидеть разве что в Москве. Важным городом когда-то был город Тотьма.

Тотьминская церковная архитектура отличается особым барочным стилем. "Тотемское барокко", по мнению исследователей, навеяно великими географическими открытиями. Храмы построены на cредства купцов-мореходов, промышлявших чернобурую лисицу в районе Алеутских островов и Аляски.

Первые поселенцы пришли сюда задолго до появления города, однако, за дату образования Тотьмы принято считать 1137 год. Основанием для этого послужило первое летописное упоминание о Тотьме в грамоте новгородского князя Святослава Олъговича.

Древнее городище Тотьма, обнесенное деревянной стеной с башнями, располагалось в 15 км от современного города на высоком берегу Сухоны в устье реки Старая Тотьма. И это не случайно, именно здесь начинался водный путь на волок в бассейн Унжи.

Позднее, с приходом славян, город стал центром Тотемской волости Заволоцкой пятины. В XIII веке, с открытием соляных источников у речки Ковды тотьмичи переместились в местечко «варницы», в двух километрах от современного города. Ученые считают, что именно здесь впервые на Руси были вырыты шахтные колодцы, из которых поднимали на поверхность подземные соляные воды.

В 1541 году казанские татары покинули пределы Тотемской волости.

В XVIII веке город достигает своего наивысшего расцвета. Значительно расширились торговые связи. Тотьма сказочно богатеет: возводятся новые храмы, жилые дома, лавки, амбары, благоустраиваются улицы, организуются различные «торговые компании». В феврале 1725 года, направляясь на Камчатку, через Тотьму проследовала первая правительственная экспедиция В. Беринга и А.И. Чирикова. В 1747 году тотемский купец Федор Холодилов в компании с иркутским купцом Никифором Трапезниковым снарядили и отправили на промыслы в Берингово море к островам Беринга судно «Иоанн». Это положило начало освоения тотьмичами новых земель в Русской Америке.

Город Тотьма расположен на левом берегу Сухоны.

В 1758 году свою предпринимательскую деятельность в Тихом океане ведут тотемские купцы братья Григорий и Петр Пановы. Они снаряди 11 экспедиций на Алеутские острова и на Аляску (!). Из тотемских мореходов следует назвать: Тимофея и Семена Мясниковых, Степана Черепанова, Петра Рохлеинова, Степана Корелина. Арсения Кузнецова и др. Всего же тотемскими купцоами было снаряжено 20 экспедиций в Тихий океан. Тотемские мореходы открыли и обследовали Андреяновские острова, острова Акун, Унга и Кадьяк. Тотемский посадский Петр Шишкин известен как первый составитель карты островов Алеутской гряды, подытоживавшей русские открытия в Тихом океане за 20 лет. Эта карта была высоко оценена М.В. Ломоносовым.

Н.А. Кусков

Храм в г. Тотьме

Храм в г. Тотьме

Вот что написал Н.А. Кусков по возвращении из Калифорнии: «Были бы люди и способы, то без всяких важных для казны пожертвований весь этот край навсегда России упрочится может ... Ежели б ранее мыслило Правительство о сей части света, ежели б уважало ее как должно, ежели б беспрерывно следовало прозорливым видам Петра Великого при малых тогда способах Берингову экспедицию для чего-нибудь начертавшего, то утвердительно сказать можно, что Новая Калифорния никогда бы не была гишпанскою принадлежностию, ибо с 1760 года только обратили они внимание свое и предприимчивостью одних миссионеров сей лучший кряж земли навсегда себе упрочили. Теперь остается еще не занятый интервал, столько же выгодный и весьма нужный нам, и так ежели его пропустим, то что скажет потомство?»

Я считаю себя частью потомства тех людей (мои очень дальние родственники также участвовали в колонизации Аляски и Алеутских островов), и как потомок говорю: бездарное руководство России в 60-е годы XIX века так смогло просрать великолепнейшую колонию в Америке. Не сделай оно этого, то никаких революций 1905 и 1917 гг. могло бы и не случиться. Пассионарная часть русского общества, которая в конце концов и взбунтовалась против загнившего царизма, тогда могла бы переселяться в Русскую Америку. Не продавать надо было колонию, а помочь ей стать Русской республикой в Америке, для начала автономной, а потом бы и самостоятельной, как США.

Сведений о рождении и раннем периоде жизни И.А.Кускова очень немного. Он родился в 1765 году в г. Тотьме, нрав имел веселый. В обхождении с людьми был ласков, в исполнении верен. В 1787 году, 22 лет от роду, отправился из Тотьмы в разные города Российской империи, достиг Иркутска и там в 1790 году заключил контракт с каргопольским купцом, жившим в Иркутске, Александром Андреевичем Барановым».

Деятельность в Америке И.А. Кускова делится на два периода: аляскинский (1791–1808) и калифорнийский (1808–1821). И.А.Кусков часто замещал А.А.Баранова во время его длительных отлучек: он оставался за правителя на Кадьяке (1796 и 1800 гг.), в Ново-Архангельске (1806–1808 гг.), был начальником Константиновской крепости в Нучеке (1798–1799 гг.), управлял русским поселением в заливе Якутат (1802–1803 гг.), проявил незаурядную храбрость, возглавляя байдарочные экспедиции алеутов и исследуя северо-американское побережье от залива Якутат до острова Ситха (1801 г., 1802 г.). В 1802 г. индейцы-тлинкиты, перебив большую часть жителей, захватили русское поселение на о.Ситха, и в 1804 г. компании потребовалось послать большой отряд, чтобы вновь утвердиться на острове. И.А.Кусков также участвовал в этой экспедиции. Вновь отстроенное поселение получило название Ново-Архангельск. С октября 1808 г. до конца 1811 г. И.А.Кусков совершил пять плаваний в Калифорнию, занимаясь промыслами и подбирая место для поселения. В августе 1812 г. строительство основных сооружений крепости было закончено, и 30 августа (11 сентября по новому стилю) над крепостью, которая получила название Форт Росс, был поднят российский флаг. И.А.Кусков был назначен правителем крепости и находился на этом посту до конца 1821 г. В 1821 г. в Форте Росс числилось 187 голов рогатого скота, 736 голов овец, 124 свиньи. В Ново-Архангельск вывозились в значительных количествах солонина, масло, сало, кожи, шерсть. Колонисты занимались также и своим основным делом – морским промыслом.

В 1817 г. между представителем компании Русская Америка и вождями индейских племен был составлен договор, который юридически закреплял передачу русских владений в Калифорнии в собственность Российско-Американской компании.

И.А.Кусков организовал в колонии строительство собственного флота, для чего былы построена судоверфь.

В 1821 г. И.А.Кусков вышел в отставку и 4 июля 1823 г. вернулся на родину, в октябре 1823 г. он умер в возрасте 53 лет. Похоронен И.А.Кусков на родине на территории Спасо-Суморина монастыря.

В городе сохранился дом, в котором И. А. Кусков жил по возвращении из Русской Америки. Сегодня в нём музей, посвященный жизни и деятельности морехода.

Не забыли его имя и американцы. К 200-летию США в честь Кускова, как национального героя Соединенных Штатов, русскими, живущими в Америке, была отчеканена медаль. А крепость Росс, основанная в Н.А. Кусковым, бережно хранится и по сей день. Ныне там национальный парк и памятник штата Калифорния.

Его именем названа набережная реки Сухоны. Н.А. Кусков - единственный деятель РАК, который был отмечен созданием персонального музея в доме, где он прожил последний год своей жизни.

А вот в столицах наших имя И.А. Кускова не увековечено, и в учебниках истории о нем не написали ничего. Ох уж эта неблагодарная Россия!

Кстати, в Новгороде на Ильмене не появилось никаких великих мореходов. Почему бы это?

 

 

Такие храмы строили на «избытки капитала» тотемеские мореходы, вкладывая в них свою сыновнюю любовь к Родине, всю свою душу. Так они благодарили Бога за счастливое плавание, возвращаясь на родную тотемскую землю. Не такие современные богатеи в России, которые норовят подальше увезти свои капиталы за границу, и строят где угодно, только не на своей родине.

В 1791 году в Тотьме было зафиксировано 19 церквей приходского строения (не казенного). Большая часть престолов и лучшие церкви города были посвящены Николаю Чудотворцу, как главному покровителю мореплавателей и землепроходцев и как покровителю торговли; несколько престолов было воздвигнуто в честь Великомученицы Параскевы, которая на севере Руси оберегала соляные промыслы.

Тотемские храмы устремленны ввысь, украшены уникальным декором. Изысканные орнаменты на фасадах церквей делают их непохожими на другие. Эти орнаменты казались необычными для русской архитектуры XVIII века.

Троицкая Зеленская церковь белым лебедем стоит на берегу реки Сухоны, как памятник эпохе морских экспедиций тотемских купцов. В Тотемском краеведческом музее был найден редкий документ «Летопись Троицкой церкви», который поведал, что построена церковь «от избытка капитала» тотемского купца Степана Черепанова, который с молодых лет проживал в Сибири. Из него мы узнали и имя одного из зодчих особого тотемского архитектурного стиля Федора Титова (сольвычегодского крестьянина), С ним был заключен контракт «скласть двухсветную церковь в три лета за 800 рублей».

А.А. Баранов

В ноябре 1818 года 72-летний Баранов на корабле «Кутузов» отправился в Россию, но до родины не доехал – заболел горячкой и скончался на борту корабля в апреле 1819 года. Тело его было опущено в воду Зондского пролива между островами Ява и Суматра.

Александр Боранов родился в 1746(7) году в городе Каргополь Олонецкой губернии в семье мещанина и получил традиционное образование у дьячка. Около 30 лет от роду Александр женился на молодой купеческой вдове Матрене Марковой и получил возможность войти в сословие купцов.
Вел дела в Москве и Петербурге. Образование продолжал самоучкой, был сведущ и в химии и в горном деле. Имел водочный и стекольный откуп. В 1760 году переехал в Восточную Сибирь, завел в Иркутске два завода, организовал промысловые экспедиции на северо-востоке Азии. За свои статьи о Сибири был принят в Вольное Экономическое Общество, а за вклад в освоение новых территорий и развитие торговли получил почетное звание «гость» в городе Иркутске. В 1787 году с братом Петром Александр обосновался на Анадыре. С 1775 года сотрудничал с Григорием Шелиховым, занимавшимся промыслом котиков на вновь открытых Алеутских островах и прилежащих берегах Америки. Шелихов предложил Баранову совместный промысел. В зиму 1789 года все имущество Баранова на Анадыре погибло в огне пожара и, принужденный жестокими обстоятельствами, опасаясь за благополучие семьи, Баранов согласился заменить управляющего Евстрата Деларова на Алеутских островах. В1790 году Баранов и Шелихов заключили договор, по которому «каргопольский купец Иркутский гость Александр Андреевич Баранов» соглашался на выгодных условиях управлять компанией Шелихова в течение пяти лет. Этим же договором Баранову позволялось самостоятельно нанимать служащих. Первым человеком, которого он нанял, стал его друг Иван Кусков. В возрасте 44 лет Баранов на компанейском галиоте «Три Святителя» перешел из Охотска на остров Уналашка (Алеутские о-ва), около которого галиот во время шторма потерпел крушение, но всех людей удалось спасти. Судьбе будет угодно, и Александр Баранов проведёт в Америке не пять лет, а всю оставшуюся жизнь. Он имел в Америке сожительницу из аборигенов – индианку из племени танана, в православии принявшую имя Анны Григорьевны. От неё у Баранова было трое детей. После сообщения о смерти своей законной жены Баранов женился на своей американской жене и признал своих детей.


Дом-музей Н.А. Кускова в г. Тотьма.

Могила Н.А. Кускова в г. Тотьма. Точное местонахождение могилы неизвестно. Мне стыдно господа!

Церковь в устье Старой Тотьмы говорит о том, что когда-то здесь было большое поселение

Из Сухоны по Старой Тотьме вверх по течению подниматься было нелегко. Грузы везли в маленьких лодках, которые зачастую приходилось перетаскивать через мелкие места почти волоком. Но затраты сил с лихвой компенсировались тем, что путь до истоков Унжи здесь короткий, а вниз по Унже плыть было одно удовольствие. Те, кому надо было попасть побыстрее в Нижний Новгород, наверняка выбирали этот путь.

В город Тотьму, расположенную на левом берегу Сухоны можно попасть из бассейна Волги следующим путем: по реке Унже надо подняться до истоков, затем немного пройти по ее правому притоку Юзе, здесь волоком перейти на небольшую речку Вотча, по Вотче и Старой Тотьме скатиться вниз до Сухоны и по Сухоне немного (15 км) подняться вверх.

 

 

 

 

 

Истоки реки Унжи, река Юза. Отсюда начинался волок в истоки реки Старая Тотьма в речку Вотча.

На челнах надо было подняться до самых истоков Вотчи, волоком перейти в речку Юза, а далее сплавом следовать до города Кологрива и далее до города Макарьева. Село Великий Двор когда-то действительно было великим. А в названии "Юза" угадывается, что тащить челны, зачастую, приходилось по дну - юзом.

Река Унжа в верхнем течении

Многоводная спокойная река наверняка помнит струги купцов и новгородские разбойничьи ватаги, поднимавшиеся к ее истокам. А сверху шли корабли, груженые мехами, рыбой и моржовой костью. В лесах прятались разбойники, которые грабили купцов и уходили в потайные крепости, которые находились вдали от рек, и потому там разбойники были малодоступны княжеским дружинам. Наверное, к такой тайной крепости, где якобы прятался Михаил Романов со своей матерью (первый царь из династии Романовых, пришедший к власти в результате великой смуты начала VII века), хотели попасть поляки в 1612 году, а Иван Сусанин отказался провести их туда. Думаю, что так уводили врагов от потайных разбойничьих крепостей задолго до Ивана Сусанина.

Река Унжа в истоках. Здесь могли ходить только небольшие лодки. Наверняка где-то невдалеке ниже по течению была база, где груэы с больших судов перегружали в маленькие лодьи и баркасы и в них перевозили до волока. Там, где начинался волок была вторая база, которая обеспечивала хранение грузов (склады) и транспортировку их в истоки другой реки.

Река Унжа в среднем течении. Здесь уже можно было плысть на больших челнах, подобных тому, что изображен на костромском гербе.

Я удивляюсь экономической неразворотливости руководителей районов Костромской и других российских областей. Такие реки, такие места! Туристы из перенаселенной Западной Европы и Юго-Восточной Азии с удовольствием поехали бы в такие места туристами.

Река Унжа в среднем течении

Так выглядит река Унжа с высоты птичьего полета

Река Унжа в среднем течении

Старинное Село Унжа в нижнем течении реки Унжа. Когда-то здесь была крепость. Наверняка она располагалась там, где сегодня стоят церкви

Из Унжи можно было подняться по ее притоку Юзе до перевала с рекой Вотчей, являющейся притоком Ст. Тотьмы, а из Ст. Тотьмы выйти в Сухону. На этом волоке располагаются селения: Шилово, Великий Двор, урочище Княжево, Вымполож и Высокая. В большую воду, вероятно, можно было подняться по Мал. Вотче до Урочища Княжева, а от этого урочища волоком перетащить челны в маленькую речку, текущую в Юзу.

Думаю, что в большую воду челны по Мал. Вотче поднимались даже выше Княжева до урочища Рубеж, а от этого Рубежа волоком перебирались в маленькую речку с неслучайным названием Волошная, которая несет свои воды в Юзу. Но из Княжева волоком можно было попасть и в другую речку из бассейна Юзы - Вохтому. Здесь расположено селение Белехово. Какой из этих волоков предпочитали древние купцы, сказать трудно. Для этого надо проводить исследования на месте. Но название речки "Волошная" говорит о том, что по ней поднимались когда-то на волок.

Железнодорожный мост через реку Унжа. Как видим, приехать в эти сказочные места можно на поезде из города Костромы

 

Село на берегу реки Унжа.

В среднем течении реки Унжа находится город Кологрив. Странное название, не правда ли? Город древний.

Город Кологрив.

 

На этой карте мы видим старинный город Кологрив. Он расположен в среднем течении Унжи в стороне от железной дороги. Здесь бывшие "речные" торговые пути не совпали с железнодорожними. Кологриву не повезло. А может быть, наоборот повезло, так он больше сохранил свой средневековый облик. А вот города Буй, Галич и Мантурово, возникнув как города на речных путях, оказались связаны железной дорогой.

Храм Спаса Нерукотворного в городе Кологриве

Судя по архитектуре, это очень древняя постройка. Обычно церкви на Руси строили с башенками и несколькими куполами в виде луковиц. Здесь куполов нет, крыша шатровая. Может быть, эта церковь строилась как несторианская во времена Золотой Орды? Есть что-то татарское или булгарское в орнаменте на ее стенах. Всегда ли Христу молились в этом здании? Но ... молчит наша история. Да и многие ли в России знают, что есть такой древний город - Кологрив?

Еще один храм в городе Кологриве - Успенский Собор.

 

Город Макарьев на Унже. Макарьевский монастырь

Гостиница в городе Макарьеве

Судя по архитектуре, это здание построено в XVIII веке. Хорошо строили наши предки! До сих пор дом стоит как новенький.

Средневековые храмы на реке Унжа. Снова мы видим низкие здания с шатровой крышей и тоже без башенок и куполов. Что за стиль такой? Я все болле убеждаюсь, что это стиль храмов Золотой Орды, пока она придерживалась христианской веры несторианского толка.

 

 

Сколько в России руин древних храмов? Нам обязательно надо вспомнить свою историю, иначе у России нет будущего.

Музей в с. Унжа

 

Посуда и шкатулки местного производства. Кто, глядя на эти чайники, скжет, что унжане не владели передовыми по тем временам технологиями? Если мы как следует покопаемся в нашей истории, то увидим, что российская цивилизация была прогрессивней западноевропейской. Главное ее отличие было в том, что она идейно и культурно подпитывалась с Востока, а не отгораживалась кичливо от него, как Западная Европа. А Восток то куда больше Запада ...

 

Просто нам надо вспомнить и признать, что древние охотники на мамонтов, скифы кочевники, гунны, волжские булгары, сарматы и татары, меря, вепсы, чудь, вятичи, радимичи и кривичи, словене, древляне, полянеи варяги-русичи - все они наши предки, и в наших генотипах есть гены, носителями которых они были, а в нашем языке есть слова от каждого их этих народов.

В XII-XIII веках усилившееся Владимиро-Суздальское княжество в своей территориальной торговой и религиозной экспансии на восток и юг столкнулось с сопротивлением волжских булгар, мордвы, черемисов. Для закрепления своих границ владимиро-суздальские князья Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо и Юрий Всеволодович основывают крепости на границах своего княжества, такие, как Городец, Нижний Новгород и другие. Видимо, и г. Унжа был построен в это время как опорный пункт, прикрывавший с северо-востока территорию княжества от воинственных черемисов, живших в междуречье рек Унжи и Ветлуги.

К началу XV века в бассейны рек Унжи и Ветлуги проникло много русских, которые ассимилировались с местным населением, и г. Унжа, по существу, из военно-административного центра превратился в торгово-административный, контролировавший торговлю, которую вело Поволжье с Севером по реке Унже. В договорных и духовных грамотах о передаче волостей князем Василием Дмитриевичем в 1405 г. Владимиру Андреевичу, а последним своему сыну в 1410 г., г. Унжа назван "Унженской тамгой", что характеризовало этот населенный пункт как сборщика и плательщика пошлин (тамги). В XVI веке город Унжа оказался на пути, по которому татары производили свои набеги. По Волге они поднимались до устья реки Унжи, а затем по ней и ее притокам Нее и Виге проникали к городу Галичу.

На листах "Галицкого летописца" читаем : "В лето 7029 года маия в 26 день (1521 г.) приходили татаровя казаньския с черемисою на Унженские волости и на парфян (жителей Парфеньева) и много зла учинили и в полон поведоша, а иных иссекоша подидоша прочь. И унжьженя на переем придоша и много с татары бишася и много татар и черемисы побиша и плен весь отяша и на костях сташа". "Того же лета месяца июня в 4 день приидоша татаровья под Уньжю и к городу приступиша и мост зажгоша и ворота. И поможе Бог уньжанам татар много побиша пищалми и пушками. А волости поплениша и полону много взяли и долго стояли и прочь поидоша…"

О древности селений Заволжья говорят многие краеведы. Считается, например, что крепость на месте г. Городец основана еще до русской колонизации края. Эта крепость называлась «Малый Китеж». Большим Китежем называлась «вся эта местность от Унжи до Ветлуги». Слово «Китеж» в тюркских языках отсутствует. «Кичик» - значит «малый, незначительный». Отсюда «Малый Китеж» = «Малый Кичик», то есть характерное для народного перевода удвоение, сочетание в одном топониме его исконного звучания и перевода. Зато «Малый Китеж» явно родился в ходе сложной многовековой эволюции от исходного топонима «Кичик». До русского проникновения в регион на месте Городца стояло поселение, называемое Кичик, его основали тюркоговорящие булгары. Крайне важно, что «Малый Китеж» - общепризнанное «легендарное имя» Городца, а не фантазия краеведа или случайно зафиксированная филологическая редкость. Так, в «Летописце об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича» говорится, что в 1164 году крепость Малый Китеж поставил князь «Георгий Всеволодович».

Заканчивая эту главу хочу обратить внимание на то, что в средневековой Руси не было такой концентрации денежных средств и людей в центре, как в наше время. Развивались, казалось бы, самые удаленные от Москвы области, села и города. Храмы строились не только в Москве, ремесла развивались не только в Москве, монастыри строились не только в Москве. Поэтому людям было комфортно жить не только в столице. Наоборот, самые активные, самые пассионарные и самые умные уезжали на периферию. Как только началась концентрация жизни страны в столице (Петербурге), так Россия начала потихоньку рассыпаться.