Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Откуда ты, Китай?

А.В. Галанин © 2012

© OCR - 2012. Галанин А.В. Откуда ты, Китай?

Китайская цивилизация - цивилизация земледельческая. Краткая история Китая || Первые государства на территории Китая. Производство, культура, устройство государства в древнем Китае. Терракотовая армия || Китайские пирамиды || Иероглифическое письмо. Его преимущества и недостатки

 

Китайское иероглифическое письмо

Солнце наверх - работать.

Солнце вниз - отдыхать.

Роем колодец - пьем воду.

Пашем поле, едим хлеб.

Есть державная власть?

И что она для нас?

 

Народная песня около Х века до н.э.

Впервые о Китае я узнал в школе, когда начали изучать историю древнего мира и географию, в 5 классе. Но те сведения о Китае меня тогда не очень тронули. Потом мне стало известно, что китайцы до сих пор для письма пользуются иероглифами, что они впервые изобрели компас, порох и бумагу, что первыми стали пользоваться бумажными деньгами. Но вся эта информация тонула в море информации о Древнем Египте, Ассирии, Древней Греции и Риме, которой нас в школе кормили явно с избытком. Было удивительно узнать, что китайцы зачем-то построили Великую Китайскую стену, которая так ни разу и не защитила их от кочевников.

Позднее, изучая историю философии в вузе и в аспирантуре, дивился мудрости древних китайцев и индийцев, тому, что так мало уделяют внимания Востоку наши учителя. Я не мог понять, как такая некогда великая цивилизация могла попасть в XIX веке в колониальную зависимость от Западной Европы.

И только побывав в Монголии и в Китае в 2005-2009 гг., впервые задумался всерьез о монгольской и китайской цивилизациях. Понял, что та информация, которую нам давали учителя и профессора, весьма далека от истины. Сегодня мне уже не кажется чудом фантастический подъем экономики Китая, начавшийся в конце ХХ века. Он обусловлен всей его многотысячелетней историей, он был просто неизбежен.

 

Первые государства на территории Китая

Ещё в недрах родового общества в Китае появилось рабство. Пленных, захваченных во время войн, использовали в качестве рабочей силы. Этот процесс происходил в связи с развитием технологий и агротехники, когда работник мог произвести продукции больше, чем требовалось для его жизни. К концу III тысячелетия д.н.э. решающую роль на территории древнего Китая играли племена ся и шан. В конечном счёте победителем оказалось племя шан, с именем которого связано создание первого могущественного государства в истории Китая. О племени ся наука пока не располагает достаточной информацией.

Синяя линия очерчивает район примерного расположения государства Ся - государства, сформировавшегося как земледельческая культура на плодородных осушаемых землях.

Хуан-ди был героем и основал Китайскую цивилизацию. При нем и его наследниках Чжуань Сюе, Ку, Яо и Шуне люди дикари научились ремеслам и стали цивилизованными. В этот период были созданы формы правления, правила жертвоприношения, чтобы умилостивливать богов гор и рек, а также были установлены правила нравственности. Сыма Цянь считал, что это был золотой век, когда управление было совершенным.

Юй усмирил потоп, нахлынувший на империю, когда воды потопа затопили равнину и поднялись почти до вершин высочайших холмов. Какую же работу для этого совершил Юй? Он усердно трудился 30 лет, его труды охватили все части тогдашнего Китая и осталось немного рек, русла которых не были бы изменены или расширены. Одним словом, при Юе и под его руководством в Китае была создана ирригационная система. Юй и был основателем первой династии - Ся.

Люди настояли, чтобы ваном (императором) стал Юй. Считается, что Юй правил в 2205 г. до н.э. Эта и была династия Ся, основанная Юем, она правила Китаем до 1577 г. д.н.э. Последним правителем этой династии был Йзя, он был тираном, чем вызвал ненависть знати и народа.

Предствитель знати Тан поднял восстание и сверг тирана. Тан был потомком Желтого императора (Хуан Ди), его потомки правили Китаем до 1050 г д.н.э., когда тоже были свергнуты Чжоу, основавшим новую династию. Тан же основал династию Шан.

Правый приток Хуанхэ в ее среднем течении - река Вайхэ. В ее долине между городами Лунлин и Фынлин сформировалось первое китайское царство. Здесь же расположено множество китайских насыпных пирамид. Ниже города Фыньлин Хуанхэ уходит в ущелье и прорезает хребет Чжуньтяошань, здесь долина Хуанхэ резко сужается. Следовательно, при очень сильных наводнениях вода затапливает долину Вайхэ и часть долины Хуанхэ до устья реки Фыньхэ. Именно такой потоп 5-6 тыс. лет назад вынудил китайцев строить насыпные холмы-пирамиды, чтобы спастись от нередких потопов.

Хуанхэ в среднем течении делает огромную дугу. Здесь также имеется два расширения долины, в которых издревле существовали земледельческия государства в аридном климате. Земледелие здесь развивалось на орошаемых землях. Для орошения полей использовались воды, стекавшие с хребта Иньшань. По всей вероятности, именно здесь зародилось земледельческое государство Западное Ся, позднее известное как Тангутское царство. Пески Ордоса с юга ограничивает Великая Китайская стена.

Хуан-ди (cin_shi_huandi) - основатель китайской цивилизации

Культура древнего Китая - бронзовый кубок с тремя ножками. Династия Шан (Инь). http://china.tcoa.ru/kultura_kitaya/vino.html

Древний Китай. Этот сосуд был вылеплен, обожжен и расписан, по-видимому, еще в неолите. Фото с сайта http://900igr.net/kartinki/istorija/Drevnij-Kitaj/012-Drevnejshij-period.html

Глиняный сосуд из Китая. Неолит. Boat-shaped pot from the Ancient China Yangshao neolithic period. Фото с сайта: http://wn.com/Middle_Bronze_Age

Древняя керамика эпохи древнего царства

 

В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения - места сосредоточения ремесел; их можно считать городами. Городская стена раннеиньской столицы имела основание не менее 6 м толщиной. Такая стена надежно защищала население города во время военных действий. Как показали раскопки иньской столицы близ города Аньяна, на территории города размещались многочисленные дворцовые и храмовые здания, возводившиеся на глинобитных платформах. Эти здания поддерживались мощными колоннами, которые устанавливались на каменных или бронзовых основаниях. Сеть отводящих каналов служила для стока излишней влаги в случае дождей или паводков. В пределах городской стены размещались мастерские - литейные, косторезные, гончарные и т. д. Таким образом, появилось много специализированных производств, ремесло отделилось от земледелия. Наконец, указанием на вступление общества в качественно новую эпоху является появление развитой письменности.

Керамическая маска эпохи древнего царства

Керамическая форма для отливки детали бронзового сосуда с изображением головы человека. Позднее Инь http://sbiblio.com/biblio/archive/kusishin_ist/12.aspx

Многие черты материальной культуры шан-иньского времени указывают на ее генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III тысячелетии до н. э. Немало сходства в керамике Инь и Луншань. Мало изменились на протяжении нескольких столетий характер земледелия и сельскохозяйственные орудия. Основным копательным инструментом во второй половине II тысячелетия до н. э. оставался деревянный заступ - двузубая палка с поперечной перекладиной. Однако по крайней мере три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности. Наиболее древние следы бронзолитейного производства прослежены в настоящее время в поселениях типа Эрлитоу (первая половина II тысячелетия до н. э.). В позднем Инь были известны приемы обогащения медной руды, рецепты сплавов меди и олова, а для литья использовались высококачественные глиняные формы. Однако достижения техники того времени почти не затронули основную сферу общественного производства - земледелие. Бронза применялась в эпоху Инь преимущественно в двух областях - для производства оружия и ритуальных сосудов для жертвоприношений.

 

После ее падения династию Шан стали обозначать иероглифом "инь", который был в надписях на бронзовых сосудах династии Шан, и эту династию и государство в целом, а также его коронное население стали обозначать иероглифом "инь". Поэтому для обозначения династии Шан и того государства сегодня используют два названия: Шан и Инь.

Провинции в современном Китае

Самые крупные административные подразделения современного Китая - провинции: Шаньдун, Шэньси, Гуандун и Гуанси, Чжэцзян, Фуцзянь, Цзянсу, Ганьсу, Сычуань, Юньнань, Аньхой, Цзян-су, Хайнань, Хунань, Хэбэй, Хэнань и Гуйчжоу. Из-за своего почти тропического расположения провинция Гуандун наиболее плодородная.

Провинции состоят из нескольких областей. Столица провинции - это большой город.

Области состоят из нескольких уездов, столицы областей обычно окружены городскими стенами.

Уезд в Китае состоит из нескольких районов.

В 18 провинциях Китая насчитывается 4 тысячи укрепленных городов, один из них - это столица страны Пекин - место пребывания центрального правительства.

Рыночными городами являются столицы областей и уездов. Как видим, структура расселения в Китае строго иерархичная, и это иерархия сложилась еще тысячу лет назад.

 

Племя шан первоначально занимало бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). По всей вероятности, это было высоко пассионарное манчжурское племя. Затем это племя расселилось на запад - на территорию современной провинции Шаньси, на юг - в Хэнань, на юго-восток - в Шаньдун, на северо-восток - по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова. Скорее всего, это не было мирным переселением, а было обычным завоеванием, когда, захватывая китайские княжества, воины племени Шан становились во главе этих княжеств. Произошла смена непассионарной элиты новыми пассионариями, пришедшими с севера. При этом народ, занимавшийся земледелием, остался прежним. Позднее племя шан продвигается ещё дальше на юго-запад и проникает вглубь современной провинции Хэнань. Столицей царства Шан (Инь) был город Шан, раскопанный близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Непрерывные войны и непомерное угнетение подданных в конце концов ослабили государство Шан, и в XI в. до н.э. оно было захвачено опять же северным народом - племенами чжоу. Период государства Чжоу длился до VIII в. до н.э., когда в результате войн и народных восстаний это государство распалось на независимые княжества.

На основании надписей на панцирях черепах и бамбуке некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан. Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель - цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.

Великая Китайская Стена - это не единичное сооружение. Тонкой черной линией обозначено начало Великого Шелкового Пути. Карта с сайта http://slavyanin.info/forum/viewtopic.php?pid=50475

В древности Китай называли по-разному: Чжун Го, или Срединное царство, Тянь Ся, или Поднебесная. Катаем, или Цветущей страной его называли в Средней Азии, а поскольку торговый путь из Европы в Китай пролегал через Среднюю Азию, европейцы познакомились названием Катай. А название "China" происходит от имени императора династии Цинь - Цинь Хуана, считающегося в китайских анналах одним из величайших героев, которыми должны гордиться не только Китай, но и любая другая страна. Цинь Хуан завоевал страны, непосредственно прилегавшие к западной границе царства, прогнал тюркские племена на север, закончил строительство Великой Китайской стены, чтобы воспрепятствовать вторжениям кочевников с севера. Считается, что Цинь Хуан закончил строительство стены примерно за 200 лет до Рождества Христова. Таким образом, возраст Великой Китайской стены насчитывает более 2 тысяч лет, но она никогда не играла какой-либо важной роли в защите Китая. Хотя это может быть и не так.

На самом деле в разные эпохи китайских стен было построено великое множество. На карте слева они обозначены линиями разного цвета. Разные стены, вероятно, соответствовали разным размерам Поднебесной в разные эпохи, а в эпоху раздробленности Китая на княжества, может быть, стенами обозначали границы своих владений и князья.

Но у Цинь Хуана было много противников, которые не считали его большим благом для Китая. Так, например, некто Цзин Кэ - легендарный китайский герой, поклявшийся ценою собственной жизни убить ненавистного Хуана, правителя удела Цинь. Но покушение не удалось, и Цзин Кэ был убит подбежавшими телохранителями Цинь Хуана. Об этом китайском герое были сложены песни, которые долго распевал простой народ.

В 256 г. до н.э. князь земли Цинь объединил разрозненные княжества в единое государство Цинь. Повозгласив себя в 221 г. до н.э. императором Поднебесной империи, Цинь Хуан завоевал много земель и племен и положил начало династии Цинь. Вервые после длительного периода феодальной раздробленности, огнем и мечом он объединил Китай в централизованное государство. Этот император слывет одним из самых кровавых деспотов во всей китайской истории. Но через 50 лет, в 206 г. до н.э. восставшее население (а скорее всего, знать, воспользовавшаяся недовольством народа) свергло представителя циньской династии, и править государством стала династия Хань, правившая страной более 400 лет - до 220 г. н.э.

Император Цинь Хуан и Китай во время его правления очень напоминают мне эпоху Ивана Грозного в России. Он тоже создал Российское царство из разрозненных племен и завоевал много народов. Но после его смерти бояре подняли смуту великую и чуть не погубили единое государство. Нечто подобное произошло и после смерти Иосифа Сталина. Размякла власть и при Горбачеве-Ельцине - Россия начала разваливаться.

Великая Китайская Стена проходит не по распадкам и долинам рек, а по горным хребтам. Через небольшие расстояния воль нее построены огромные башни.

Стена широкая настолько, что по ней может проехать конная повозка. В этой части стена отреставрирована: плитка и темная кирпичная кладка - это "новодел".

Воины пограничники наверняка жили в этих башнях. Если постовые замечали противника, то подавали сигнал - скорее всего, на крыше башни зажигали сигнальный огонь. Воины с соседних башен быстро подтягивались к месту скопления врагов, а сигнал передавался с башни на башню вдоль стены.

 

В настоящее время восстановлена небольшая восточная часть стены, на которую возят туристов и проводят всевозможные шоу. Большая часть ее находится вот в таком состоянии.

Скорее всего, Великая Китайская Стена была обозначением границы империи и дорогой, по которой воины перебрасывались в то место, где враги хотели прорваться в Китай. Вдоль стены наверняка стояли пограничные заставы, охранявшие границу - древние китайские пограничники.

В западной своей части стена могла быть одновременно и указателем дороги в западные страны и защитой от песчаных бурь пустыни Гоби. Пограничники были обязаны охранять караваны купцов от разбойных нападений, оказывать им помощь, разумеется, за определенную плату.

Стена задерживала песок, который несли песчаные бури из пустыни Гоби. Мелкие пылевые частицы стена не задерживала, и они приносились ветром через стену на Лессовое плато и далее на юго-восток страны - на равнины Китая. А вот тяжелые песчинки ветер высоко вверх не поднимал, и они могли задерживаться стеной.

Великая Китайская Стена простирается более чем на 3 тысячи километров, и в разных частях функция ее, скорее всего, была разная.

Сейчас стена - это лишь памятник древности, величайшая загадка и свидетельство вложенного в ее постройку огромного, хорошо организованного труда десятков и сотен тысяч людей. Экономически хилая и технологически несостоятельная империя подобную стену построить не смогла бы. Разумеется, Стена содержала и элемент устрашения для врагов Поднебесной.

Эта башня явно не предназначалась для осады. Проще было перелесть через стену, хотя бы потому, что она ниже. А вот как наблюдательный пункт и здание для проживания эта башня вполне подходит. Стены башни сложены из трех типов кирпича, они отличаются по цвету и положению. Это говорит о том, что башня строилась минимум в три приема.

Если хорошо присмотреться к другим башням, то там тоже можно разглядеть три яруса кладки.

Считается, что сооружение Великой Китайской стены началось в IV в. до н.э. с целью защиты северных границ страны от кочевников. Сначала это были земляные валы, затем кирпичные стены и башни. Протяженность стены 3400 км, длина ее боковых ответвлений составляет еще 2700 км. Ширина стены в восточной части до 5 м, а высота до 12 м. В стене встроено 25 тыс. башен. Многим кажется неразумным строить стену по гребням гор. Но если принять гипотезу, что это была в первую очередь дорога, то становится понятно, почему ее прокладывали по гребням гор. Так приходится преодолевать меньше подъемов и спусков. А тот, кто хаживал в горах, знает, что на подъемы и спуски сил затрачивается очень много. Для дороги прохождение по гребням более оптимально, чем прямой путь по склонам и спускам в долины и подъемами на перевалы. В этом случае можно объяснить и многочисленные ответвления стены и многочисленные стены в других местах. Так что Великая Китайская Стена - это в первую очередь дорога.

Китайцы в массе своей отличаются здравым смыслом, врожденной склонностью к учености, стремлением к росту и желанием работать ради этого серьезно и постоянно. Правящий класс в Китае во все времена отличался чувством собственного достоинства, широтой взглядов, информированностью и патриотизмом. Изображение китайских императоров как кровавых деспотов неправильно. Да, иногда в истории случались, вероятно, и такие, но я не могу представить себе российского царя из династии Романовых, который выходил бы с плугом в поле и делал первую борозду, который (пусть и символически) выходил бы на поля с мотыгой ухаживать за посадками. Европейские историки, трактуя историю Китая как кровавую цепь войн и тирании, пытаются накинуть на Китай историческое клише Древнего Египта, Древнего Рима, древней Европы.

Замкнутость Китая формировалась под влиянием неоднократных атак западных и северных наций. На протяжении тысячелетий китайцы создавали свою цивилизацию и формировался самобытный национальный характер в краю, доступ к которому затруднила сама природа при помощи гор и пустынь. Расовые предрассудки также препятствовали общению и постоянным контактам китайцев с другими народами на протяжении сотен и тысяч поколений. При этом расовыми предрассудками страдали как сами китайцы, так и европеоиды. Но торговля с соседними и дальними странами в Китае процветала с древнейших времен, и это подтверждается археологическими находками как в самом Китае, так и за его пределами.

Древнейшие китайские иероглифы эпохи Ся на панцире черепахи

Фрагмент иньской гадательной надписи на черепашьем панцире. XIII в. до н. э. http://sbiblio.com/biblio/archive/kusishin_ist/12.aspx

 

Иероглифы эпохи Шан (Инь)

Раннечжоуская надпись на бронзовом сосуде с упоминанием о дарах, полученных от ванна аристократом Юем. Начало X в. до н.э. http://sbiblio.com/biblio/archive/kusishin_ist/12.aspx

В середине II тыс. до н.э. в Китае появляется письменность в виде иероглифов - пиктограмм (картинок). Отдельные предметы обозначались рисунками. Затем иероглифы стали обозначать не только предметы, но и действия, а также более сложные понятия.

Потребности повседневной жизни вызвали появление математики. В эпоху Шань китайцы уже обладали знаниями в области геометрии, в частности, они знали свойства прямоугольного треугольника: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Необходимость составления календаря стала основой развития астрономических знаний. Во II тыс. д.н.э. китайские астрономы не только разработали календарь, но могли вычислять и предсказывать солнечные и лунные затмения, составили карту звездного неба.

Власти поддерживали и поощряли развитие научных знаний. В первом китайском университете, созданном во II в. до н.э. в Лояне, училось 50 студентов, а к началу I в.н.э. здесь уже училось около 3000 человек. В III в.н.э. была организована национальная академия. Китайцы дали миру ряд выдающихся изобретений, оказав большое влияние на многие стороны жизни и деятельности людей. В III в. до н.э. китайцы составили географические карты Древнего Востока. Во II в.н.э. изобретатель Чжан Хэн дал миру первый сейсмограф, фиксирующий землетрясения на расстоянии более 500 км. Более двух тысяч лет назад китайцы знали компас. До рождества Христова они освоила глубинное бурение земли.

Великий канал в Китае.

Централизация огромных средств ванами (императорами) позволяла производить грандиозные строительные работы. Таких масштабов строительства дорог, как в Китае, не знало ни одно государство Древнего мира. Если в конце III в. до н.э. общая длина государственных дорог составляла примерно 6500 км, то к 200 г. н. э. их протяженность возросла до 32 тыс. км.

В стране за 2000 лет до н.э. велись большие работы по строительству ирригационных сооружений. Они были предназначены не только для орошения и защиты от наводнений, но их использовали и в качестве транспортных магистралей. В V в. до н.э. реки Хуанхэ и Янцзы были соединены каналом длиной более 400 км. В III в. до н.э. был прорыт канал длиной 200 км, который соединил ирригационные системы севера и юга страны. Он стал началом непрерывного водного пути длиной 2000 км. В 70 г. н. э. началось строительство "Великого канала". Он опоясал весь Восточный Китай, а его длина превысила 1700 км при ширине до 30 м и глубине до 9 м.

Археологические находки на территории государства Западная Ся (Тангутское царство) обнаружены в Нинся-Хуэйском автономном районе на северо-западе Китая. Эти находки считаются одним из 100 крупных достижений китайской археологи в ХХ в. и занимает важное место в изучении истории национальных меньшинств Китая.

Одиннадцать веков назад на территории Китая одновременно сосуществовали три государства, а именно: империя династии Сун (960-1279 гг.), которая находилась в центральной части Китая, государство киданей (Ляо) (907-1125гг.), расположенное на северо-востоке Китая, а также находившееся на северо-западе Китая государство Западная Ся (1032-1227 гг.), - царство этнической общности дансян.

Государство Западная Ся (Тангутское царство) как независимое территориально-этническое образование имело собственный язык и письменность. В 1227 г. войска Монгольской империи под предводительством Чингисхана захватили государство Западная Ся, полностью разгромив его. С тех пор прославленное государство Западная Ся сошло на нет, оставив потомкам много загадок.

Обнаружены развалины гробниц императоров Западного Ся. Захоронения расположены на 50-километровой пустынной территории и являют собой погребальный комплекс из 9 гробниц императоров и 250 могил чиновников. Обнаруженные гробницы являются большими по масштабу и хорошо сохранившимися наземными надгробными сооружениями. Они могут сравниться с 13 усыпальницами минских императоров возле Пекина.

Каждое из 9 захоронений Западного Ся ориентированно с севера на юг, это величественные прямоугольные сооружения. По мнению археологов, одна из 9 усыпальниц - это усыпальница основателя государства Западная Ся - Ли Юаньхао. "Пирамида Востока" находится к северо-западу от городка Линчэн. Глинобитная усыпальница является восьмиугольной, сужающейся кверху; диаметр в основании составляет примерно 34 м, пять или семь ярусов пирамиды возвышаются над фундаментом. Во время раскопок гробницы в 2000 г. в ее северо-восточном углу обнаружили хорошо сохранившуюся статуэтку птицы с человеческой головой. О таком "птичьем человеке" имеется запись в буддийских канонах. Гробницы императоров династии Западная Ся, по мнению археологов, были построены в стиле ханьских дворцовых построек древнего Китая и буддийской архитектуры, а также архитектуры этноса дансян.

Пирамиды государства Западное Ся (Тангутское царство). Фото с сайта http://russian.cri.cn/chinaabc/chapter20/chapter200305.htm

Может оказаться, что именно на этой территории впервые развилось земледелие, и создателем его был некий этнос Ся (тангуты) или их далекие предки. По всей вероятности, в то время климат на этой территории был значительно гумиднее. Позднее началась аридизация, и этнос Ся начал расселяться на восток на Лессовое плато, а изобретя ирригационное земледелие, смог освоить заливаемую во время паводков долину Вайхэ и Хуанхэ в среднем течении. На этих пойменных плодородных землях и возникло древнейшее царство Ся 5-6 тыс. лет назад.

Но не все племя Ся переселилось в долину Вайхэ. Те его представители, которые остались верны своему ландшафту, прежили большой аридный период и их потомки дожили до большого гумидного климатического периода и создали царство Западное Ся (известное на Западе как Тангутское царство).

История этносов и государств "любит" делать такие кульбиты. Почему-то историки считают, что при переселении этносов уходят все его представители. Но это далеко не так. Остались на берегах Белого моря потомки русских варягов - нынешние поморы; остались и растворились в русском суперэтносе пришедшие в XIII веке монголы...

 

Производство, культура и устройство государства в древнем Китае

В доиньский период (период государства Ся) сосуды производились главным образом из глины, а орудия и оружие - из камня и кости. В период государства Шан (Инь) широкое распространение получили изделия из бронзы, но одновременно сохранялись каменные и костяные орудия. При раскопках в Сяотуне иньского города обнаружено много изделий из меди и бронзы: жертвенные сосуды, домашняя утварь и оружие - мечи, алебарды, секиры, наконечники стрел, острия копий. Кроме того, были найдены бронзовые топоры, ножи, шилья, долота, вилы и иглы. О развитости древнекитайского общества в период Шан (Инь) свидетельствует большое разнообразие форм, искусная выделка сосудов, богатая роспись на них.

В жизни населения в этот период заметную роль играли рыболовство и охота, однако главным занятием было земледелие. В надписях на костях в эту эпоху применялись знаки, означающие: "поле", "колодец", "пашню", "межу", "пшеницу", "просо" и др. Знак "поле" (тянь) изображался в виде соединённых вместе правильных четырёх квадратов, или в виде прямоугольника, разделённого на несколько частей, или же в виде неровного пяти-шестиугольника. Главными зерновыми культурами были просо, требовавшее сравнительно мало влаги, пшеница, ячмень и сорго (гаолян). Возможно, что культура риса также существовала в это время в бассейне Хуанхэ.

Надписи на костях свидетельствуют о выращивании садово-огородных культур, а также о разведении шелковичных червей (шелкопряда) и выращивании тутовых деревьев. По преданиям, шелковичные черви разводились в Китае с глубокой древности. Шёлковые коконы были обнаружены при раскопках одной из неолитических стоянок в деревне Синьцунь (провинция Шаньси). В надписях на костях часто встречаются знаки, изображающие шелковичного червя. Гусеницам шелкопряда, точнее их духам, даже приносились жертвы. В надписях встречаются также знаки, изображающие шёлковые нити (продукт шелкопряда), ткани и изделия из них. Для разведения шелкопряда выращивали тутовые деревья (шелковица), листьями которых кормили гусениц. Куколку шелкопряда убивали паром, затем кокон увлажняли солью и сушили, потом его разматывали на деревянную раму, получая шелковую пряжу. На ткацких станках изготавливались шёлковые ткани, о чем свидетельствуют специальные иероглифы, обозначающие понятия "шёлковая нить", "одежда", "платок" и др.

Так, в поэме «Книга песен» династии Западного Чжоу (1027 до н. э.-770 до н. э.) говорится о том, что пища, содержащаяся в «ling yin» остается свежей летом в течение 3 дней, сообщает China Daily.

В I в. до н.э. в Китае стали выращивать чай. Сначала листья чая использовались как лекарство. Позже он стал самым популярным напитком на всех континентах, давая китайской казне большие доходы.

В начале средневековья китайцы не только разводили двустворчатых моллюсков для еды, но разработали технологию получения искусственного жемчуга, для чего помещали в раковину моллюска инородное тело, вокруг которого тот и создавал жемчужину. При этом получали жемчужины определенной заданной формы. Так, в 489 г. китайскому императору преподнесли искусственно выращенную жемчужину в форме Будды.

Ряд современных китайских учёных высказывает предположение о том, что уже тогда применялось орошение, хотя, вероятно, в небольших размерах. Древние предания сообщают об искусственном орошении ещё в доиньский период. В тот период использовался ряд иероглифов, выражающих идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды - оросительные каналы. При раскопках Иньского периода найдены медные лопаты.

Иньцы использовали скот при обработке земли. Так, один из знаков изображал вола, стоящего сбоку от земледельческого орудия. В гадательных надписях встречаются иероглифы, обозначающие плуг и быка. В иньском обществе существенное место занимало скотоводство, о чем свидетельствуют кости животных, приносившихся в жертву духам. В древнем Китае для обработки земли использовалась мотыга, затем появился плуг. Видя в земледелии основу экономики, государство уделяло ему главное внимание и заботу. Труд земледельца был окружен ореолом святости. Ежегодно ван (император) как первосвященник весной открывал церемонию начала сельскохозяйственных работ, идя за плугом, проводил первую борозду, осенью он же первым пробовал хлеб из зерна нового урожая. О высоком значении сельского хозяйства свидетельствует тот факт, что в гробницы знатных китайцев помещали не только оружие, но и мотыгу.

Большое внимание уделялось агротехнике. Уже в эпоху Чжоу появляется трехпольный севооборот - система смены полей, при которой земельный участок делился на три части. Две части засевались, а третья год отдыхала под паром. Китайцы первыми стали применять органические удобрения и вести борьбу с вредителями сельскохозяйственных растений. Пестициды применялись перед посевами. Они распылялись и во время роста растений. Применялись также биологические способы борьбы с вредителями. Например, для защиты цитрусовых деревьев использовались желтые муравьи, которые специально разводились и продавались на рынках в тростниковых мешочках, которые развешивали на ветках цитрусовых деревьев. Для защиты хризантем от вредителей разводили богомолов. Китайцам запрещалось убивать лягушек, так как они охотились за насекомыми.

В эту эпоху китайцы знали гончарный круг, хотя глиняные сосуды производились как на круге, так и более примитивным способом. Глиняные изделия обжигались, иногда покрывались глазурью, часто украшались тонким орнаментом.

Высокое мастерство иньских ремесленников свидетельствуют о том, что ремесленное производство было хорошо развито, и существовало разделение труда, а следовательно были развиты обмен товарами и торговля. Археологические находки свидетельствуют о наличии экономических связей между иньцами и другими племенами, в том числе и весьма отдалёнными. От племён с побережья Бохай иньцы получали рыбу, морские раковины; повидимому, из современного Синьцзяна - яшму. Из областей, находившихся в верхнем течении реки Янцзыцзян и в Южном Китае, привозились медь и олово, из которых выплавлялась бронза.

Находки на реке Абакане сосудов, а на реке Енисее бронзового оружия, однотипных с изделиями шанских ремесленников, свидетельствуют о связях иньцев с племенами Сибири. По крайней мере начиная с XIV в. до н.э. у иньцев мерилом стоимости были драгоценные раковины каури - первые деньги. Для того чтобы раковины удобнее было носить, в них просверливали отверстия и нанизывали их на нить. В древних надписях встречается упоминание о подарке царём нескольких связок, самое большее до десяти. В дальнейшем, по мере расширения обмена, количество имевшихся в обращении морских раковин стало недостаточным, добывать их было трудно. Тогда стали прибегать к замене натуральных раковин искусственными, сделанными из яшмы или костей. Раковины, став мерилом стоимости, в дальнейшем превратились в символ богатства.

В империи Шан было значительное имущественное расслоение: бедняки ютились в землянках, богачи жили в больших деревянных домах с каменными фундаментами. Усыпальницы царей и знати по обилию и богатству найденных в них вещей резко отличаются от погребений простых людей. В погребениях знати обнаружено большое количество дорогих вещей из бронзы и нефрита, а также разукрашенное оружие. Вместе с умершими знатными людьми хоронились их слуги, вероятно рабы. Так, в могилах иньских царей были найдены трупы с отрубленными головами.

Установить точное время перехода от родового общества к классовому весьма трудно. Хотя известные результаты археологических раскопок, свидетельствующие о классовом расслоении иньского общества, относятся к периоду перенесения столицы царём Пань Гэном в город Шан, т. е. к XIV в. до н. э., но, скорее всего, классовое общество в Китае возникло значительно раньше этого времени. В течение длительного времени в классовом обществе, разумеется, сохранялись элементы доклассовых - общинных отношений.

Приводимый Сыма Цянем список иньских ванов (правителей, царей) в основном подтверждается надписями на костях. Это и даёт основание считать материалы Сыма Цяня достаточно достоверными. Как сообщает Сыма Цянь, император Тан, обращаясь к военачальникам и к населению, говорил: "Тех из вас, кто не будет уважать мои приказы, я сурово накажу и уничтожу. Никому не будет пощады". Так конечно мог говорить правитель, уже полностью распоряжавшийся жизнью подчинённых. Иероглиф "ну", обозначающий понятие "раб", изображал человека, стоящего на коленях со связанными сзади руками. По-видимому, первоначально это был пленный. Иероглифы "см" и "фу" также обозначали рабов из военнопленных. Первый знак изображал склонённого человека со связанными руками, к голове которого была привязана верёвка. Второй иероглиф (фу) по своему начертанию похож на первый: он изображал человека, схваченного рукой. Иероглиф "пу" изображал человека, лоб которого был заклеймён. Иероглиф "чэнь", повидимому, означал покорившихся, смирившихся военнопленных, которых хотя и превращали в рабов, но в связи с их покорностью выделяли среди остальных рабов, поручали им служебные функции, в частности наблюдение за другими рабами. Отсюда происходит более позднее значение знака "чэнь" - слуга, чиновник. Источниками рабов были постоянные войны иньцев с соседними племенами и захват пленных. Ряды рабов пополнялись и за счёт осуждённых. Кроме того, иньские цари и знать получали рабов от подчинённых племён, присылавших их в качестве дани наряду с различными предметами. О прибытии этих рабов в иньскую столицу сообщается в гадательных надписях на костях.

В процессе разложения родового строя, ещё в период, предшествовавший созданию государства Шан (Инь), произошли крупные изменения в земельных отношениях. Родовая собственность на землю распадалась. Повидимому, племенные вожди, узурпировавшие власть и превращавшиеся в царей, стали единолично распоряжаться землёй в общинах, рассматривая её в качестве государственной (своей) собственности. Во всяком случае данные о дарениях земли ваном (правителем), хотя и не часто, но встречаются в надписях на иньской бронзе наряду с надписями о пожаловании рабов. Это не значит, что рабовладельческая аристократия владела только пожалованной царём землёй. Вероятно, в руках знати оставалась и часть родовых земель, перешедших к ней в процессе разложения первобытно-общинного строя и распада родовой общины.

В надписях на костях и бронзе, да и в литературных памятниках отсутствуют всякие упоминания о купле-продаже и закладе земли. Нет никаких упоминаний для времени Шан (Инь) и об особых царских хозяйствах. По сообщению философа Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.), восемь полей находились в частном пользовании восьми семейств, а девятое, находившееся в центре, обрабатывалось сообща всеми восемью семействами.

В общине иньского периода вся земля, находившаяся в пользовании свободных общинников, разделялась на две категории: гун тянъ - "общественное поле", и сы тянъ - "частные поля". Под гун тянь понималось поле, обрабатывавшееся совместно всей общиной, причём весь собранный с него урожай поступал старосте общины, который, повидимому, отправлял этот урожай управителю данного района или области, а последний посылал собранное со всего района в столицу, иньскому царю вану. Сы тянь - частные поля - находились в индивидуальном пользовании каждой семьи. Сбор урожая с этих полей шёл на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись частной собственностью их держателей.

Основными классами в государстве Шан (Инь) были рабовладельцы, рабы, свободные земледельцы-общинники, представители жреческой рабовладельческой аристократии - жрецы, предсказатели, колдуны. Последние играли видную политическую роль в государстве Шан (Инь), помогая господствовавшему классу, держать в повиновении рабов и свободных общинников.

Свободные общинники представляли собой значительную политическую силу, с которой господствующему классу рабовладельцев приходилось считаться. А вот рабы в иньском обществе находились на положении скота. Их могли продать, подарить, убить. Их клеймили, чтобы они не могли убежать, надевали колодки на руки и ноги, рвали им ноздри, отрезали уши, привязывали ремнями за шею и за ноги. Они выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Рабов приносили в жертву вместо животных. Например, в одной из гадательных надписей говорилось: "Приносится в жертву раненый раб". В другой надписи, сделанной в связи с гаданием о дожде по случаю засухи, указывалось: "Сжигаем раба, чтобы на землю снизошёл дождь". О таких обрядах свидетельствуют и найденные при раскопках иньской столицы обожжённые кости людей.

Бегство рабов от хозяев было в то время наиболее обычной формой выражения протеста против гнёта рабовладельцев. В надписях на костях в конце времени Шан (Инь), содержался вопрос к оракулу о том, убегут или не убегут рабы. Например, в царствование У Дина (XII в. до н. э.) сделаны такие записи: "Не убегут ли рабы?", или вопрос гадателю: "Потеряю ли я рабов?".

Есть свидетельства о случаях протеста разорившихся свободных общинников. Когда царь Пань Гэн (1401-1373) решил в 1388 г. до н. э. перенести столицу на новое место, получившее название Шан, и переселить туда многих жителей, он встретился с недовольством среди своих подданных. В "Шу цзине" об этом факте говорится: "Народ Инь вздыхал и печалился, роптал и не желал переселяться". Да, переселить земледельцев - значит оторвать их от земли, это не то, что переселить скотоводов.

Как и в других странах древности, в основе экономики Древнего Китая была сельская община. На фоне постоянной борьбы между вольными общинниками и родовой и племенной верхушкой общинные земли захватывались племенными вождями. С образованием государства, появлением вана (царя), его двора, чиновников, военачальников этот процесс ускорился. Часть общинников, лишившихся своих наделов, попадала в рабство, рабами становились пленные, которые трудились на полях и в домах вана и богатых людей.

В древнекитайском государстве ван был не только верховным светским правителем - императором, но и первосвященником. Более того, он был "сыном неба", т. е. обожествлялся. Все, что было на земле, принадлежало ему. Земли сельских общин также принадлежали вану. Общинники платили налоги. Ван раздавал земли с жившими на них общинниками своим чиновникам, военачальникам (крепостное право). В первую очередь он передавал им земли, захваченные в ходе войн. Главным образом это были земли кочевников, которых китайцы называли варварами. Ван дарил своим людям рабов целыми родами, селениями. Рабов также покупали, обменивали. Например, имеется запись об обмене пяти рабов на лошадь и моток шелка.

По мере развития древнекитайского государства создавался и чиновничий аппарат. Во главе этого аппарата был помощник вана - "премьер министр". Ему подчинялись три чиновника - "три министра", руководивших тремя главными ведомствами. Первое ведомство осуществляло надзор за хозяйственной жизнью страны. Второе ведомство руководило войском. Третье - ведало всем земельным фондом и ирригационной системой страны. Позднее появились другие ведомства, руководившие судами, управлявшие царским дворцом и поместьями и, наконец, ведомство, осуществлявшее организацию религиозного культа. В свою очередь, каждое из ведомств имело штаты своих чиновников по всей стране (вертикаль власти).

Для содержания вана, его двора, войска и чиновничества средства с населения собирались в виде налогов. Самым важным был налог на пахотные земли. Он собирался в виде десятины с урожая. Налог с гор и озер взимался в размере четвертой части от полученных здесь доходов. Торговцы платили сборы за место на рынке, при заключении торговых контрактов. Позднее, в эпоху Хань, для увеличения доходов казны были введены монополии на соль и железо.

Ниже приведены фотографии экспонатов из привинции Шэньси, где нашли терракотовое воинство императора Циня. Эти экспонаты выставлены в археологическом музее. Все фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Пластины (бронзовый панцирь), закрывавшие грудь воина. Не раз эти пластины спасали воинов от смертельных стрел, ударов копьем и мечом. Нам сегодня трудно представить, что они были изготовлены не менее 3 тыс. лет назад. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Арбалет. Стрелы, пущенные из такого арбалета, были не менее смертельны, чем пули, выпущенные из современного карабина. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Бронзовое блюдо античных времен. На нем изображены соловьи, павлины, гуси, лев и лошадь, веточки растений. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

 

Статуэтки античных времен китайских дам и седока на двугорбом верблюде. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Статуэтка мудрого китайца, возможно, жреца. Рядом с ним какой-то прирученный зверь, у которого на передних лапах между пальцами перепонки. Возможно, это собака. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Колесница и скелеты лошадей из захоронения античных времен. Обратите внимание на колеса со спицами. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Китайские женщины античных времен. Длинные платья, обтягивающие фигуру, длинные зашитые рукава, причудливые прически. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Анитчные китайские мужчины. Статуэтки изображают представителей разных сословий. Слева направо: чиновник, воин, служитель культа, крестьянин? Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

 

Античный китайский всадник. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Античные китайские дамы. Обратите внимание на свастику - символ солнца - на груди у царицы. Такой же знак использовали арии в Индии, в древности на Руси, до сих пор его используют в Монголии. На барельефе, кроме дам, изображены цветы и листья. Фото с сайта http://ulli-u.livejournal.com/42371.html

Цинь Хуан, основатель династии Цинь - самого большого государства на территории Китая. Фото с сайта http://re.lutskiy.ru/article/?1822

 

Археологические находки в императорском захоронении. Наряду с бронзовыми наконечниками использовались и железные изделия. Но железо полностью окислилось и распалось в ржавчину. Я допускаю, что плавить железную руду начали много раньше, чем принято считать. Но железные изделия старше 3000 лет полностью изржавели, и найти их в захоронениях невозможно. Фото с сайта http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=126406

Терракотовая армия

Терракотовая армия – глиняные воины китайского императора – веками охраняет покой своего властелина. И при этом у каждого бойца Терракотовой армии свои черты лица. Приглядитесь к ним получше. Кажется, что скульпторам удалось остановить мгновение и "законсервировать" время.

В 1974 году житель одной из деревень в окрестностях Сианя, копая колодец, обнаружил склеп, а в нем – вылепленные в натуральную величину терракотовые фигуры воинов в полном боевом снаряжении. Находка Терракотовой армии, "дислоцированной" в 1,5 км от гробницы Ши Хуанди, стала одним из важнейших археологических открытий XX века.

На сегодняшний день обнаружено более 8 000 изготовленных вручную фигур, каждая из них имеет свои уникальные черты и даже свое выражение лица. По мнению ученых, Терракотовая армия была изготовлена с натуры. Считалось, что после смерти душа воина должна была переселиться в глиняное тело. Фигуры покрывались специальной глазурью, поверх которой наносилась краска.

Терракотовая армия представляет собой наглядную иллюстрацию былого величия императорской армии: впереди стоят 210 лучников, за ними – воины с алебардами и копьями, а также 35 запряженных конями боевых колесниц. Все лучники, всадники и пехотинцы смотрят на восток. Именно там находились шесть царств, подчиненных Ши Хуанди.

 

Терракотовая армия, открытая при археологических раскопках в провинции Шэньси. Фото с сайта http://dreamvoyage.ru/blog/2008-09-16-258

Застывшие воины терракотовой армии. Фото с сайта http://dreamvoyage.ru/blog/2008-09-16-258

 

Часть терракотовой армии. Фото с сайта http://www.stapravda.ru/20100723/kitayskie_arkheologi_raskopali_figuru _pervogo_imperatora_podnebe_46887.html

Часть терракотовой армии. Фото с сайта http://dreamvoyage.ru/blog/2008-09-16-258

 

Теракотовые (глиняные) воины древнего Китая выполнены очень реалистично, причем ни одна скульптура физиономически не похожа на другую. По всей вероятности, они имеют портретное сходство с реально жившими в те времена воинами. Фото с сайта http://dreamvoyage.ru/blog/2008-09-16-258

Трудно представить, что в наше время возможно создать в виде реалистичных скульптур с портретным сходством такое множество воинов. Они отличаются друг от друга не только лицами, но и фасоном одежды. У одних руки вытянуты по швам, у других согнуты.

Но взоры этих воинов обращены в вечность. Им не интересно наше время, они выше его, они нас просто не замечают. http://dreamvoyage.ru/blog/2008-09-16-258

Фото с сайта http://news.bbc.co.uk/hi/russian/photo_galleries/newsid_7363000/7363124.stm

Обратите внимание на то, что глиняные воины внутри пустые, что головы изготавливались отдельно, а потом приставлялись к туловищу. Каждый глиняный воин сначала вылепливался из тщательно размятой глины, потом скульптура высушивалась и затем производился ее обжиг. Такие скульптуры более долговечны, чем металлические, они не окисляются, не ржавеют, их не пустят в переплавку и не продадут во вторчермет. Но все же, зачем их делали?

Скорее всего, верные воины должны были и на том свете служить императору. Но не умерщвлять же живых воинов, если император вдруг умер. Глиняная копия - вот замена. И каждый воин с удовольствием оплатит работу по изготовлению своей копии. Ну а когда умрет или погибнет, душа переселится в этот более долговечный сосуд - в глиняное тело.

Сейчас в Китае производят копии знаменитых "терракотовых воинов" из императорской усыпальницы и продают их музеям, туристам. Таким образом, древние воины работают на экономику своей страны и сегодня, спустя тысячелетия после своей смерти, завоевывая весь мир...