Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Откуда ты, Китай?

А.В. Галанин © 2012

© OCR - 2012. Галанин А.В. Откуда ты, Китай?

Китайская цивилизация - цивилизация земледельческая. Краткая история Китая || Первые государства на территории Китая. Производство, культура, устройство государства в древнем Китае. Терракотовая армия || Китайские пирамиды || Иероглифическое письмо. Его преимущества и недостатки

 

Рис. с сайта http://users.homenetwork.ru

Китайское иероглифическое письмо

Солнце наверх - работать.

Солнце вниз - отдыхать.

Роем колодец - пьем воду.

Пашем поле, едим хлеб.

Есть державная власть?

И что она для нас?

 

Народная песня около Х века до н.э.

Впервые о Китае я узнал в школе, когда начали изучать историю древнего мира и географию, в 5 классе. Но те сведения о Китае меня тогда не очень тронули. Потом мне стало известно, что китайцы до сих пор для письма пользуются иероглифами, что они впервые изобрели компас, порох и бумагу, что первыми стали пользоваться бумажными деньгами. Но вся эта информация тонула в море информации о Древнем Египте, Ассирии, Древней Греции и Риме, которой нас в школе кормили явно с избытком. Было удивительно узнать, что китайцы зачем-то построили Великую Китайскую стену, которая так ни разу и не защитила их от кочевников.

Позднее, изучая историю философии в вузе и в аспирантуре, дивился мудрости древних китайцев и индийцев, тому, что так мало уделяют внимания Востоку наши учителя. Я не мог понять, как такая некогда великая цивилизация могла попасть в XIX веке в колониальную зависимость от Западной Европы.

И только побывав в Монголии и в Китае в 2005-2009 гг., впервые задумался всерьез о монгольской и китайской цивилизациях. Понял, что та информация, которую нам давали учителя и профессора, весьма далека от истины. Сегодня мне уже не кажется чудом фантастический подъем экономики Китая, начавшийся в конце ХХ века. Он обусловлен всей его многотысячелетней историей, он был просто неизбежен.

 

Китайская цивилизация - цивилизация земледельческая

В V-III тысячелетиях до новой эры в среднем течении Хуанхэ существовали весьма развитые неолитические цивилизации. Самая ранняя из них была культура Яншао, которая сформировалась в бассейне одного из притоков Хуанхэ - реки Вайхэ, а потом распространилась на восток и запад. Древние жители обитали в небольших поселках в долине и занимались земледелием. На плодородных почвах, удобренных илом, приносимым во время паводков рекой, они разводили чумизу, свиней и собак. Они изготовляли прекрасную керамику, обжигали ее в специальных печах и украшали яркими изображениями животных.

Во второй половине III тысячелетия д.н.э. постепенно исчезает крашенная керамика, а ее место занимает серая и черная посуда, изготовленная на гончарном круге. Культура эта известна под именем Луншань. Для нее характерен существенный прогресс в техногогии и агротехнике. Были изобретены более совершенные виды жатвенных ножей и серпов. В погребениях этой культуры обнаружен имущественное неравенство людей той эпохи (http://www.my-article.net/get/).

Китайская цивилизация (государство Ся) зародилось в долине реки Вайхэ (центральная часть карты) 7 тысяч лет назад.

 

Климат восточной части Китая весьма благоприятен для сельского хозяйства, так как на самое жаркое время года - лето - приходится наибольшее количество атмосферных осадков, осень же тёплая и сухая. Климат западной части Китая отличается значительной сухостью: здесь длительная и холодная зима и короткое знойное лето. Трудности для сельского хозяйства, да и вообще для жизни людей в Китае представляют чудовищные наводнения, которые повторяются с регулярной периодичностью.

Лессовое плато в Китае. Фото с портала Google Earth.

Основными районами расселения китайцев в древние времена были территории в среднем и нижнем течении Желтой реки Хуанхэ, а также равнина, примыкающая к Бохайскому (Чжилийскому) заливу. Здесь людей привлекали плодородные наносные почвы, образовавшиеся из речного ила и речным илом обогащавшиеся во время наводнений. Плодородная почва и теплый умеренный климат Великой Китайской равнины способствовали раннему появлению и развитию здесь земледелия у древних китайских племён.

Однако земледелие в долине Хуанхэ зародиться не могло из-за сильных периодических наводнений. Оно пришло туда, возникнув где-то в другом месте. Скорее всего, таким местом было Лессовое плато, расположенное в Северном и Северо-Западном Китае. Лёсс представляет собой отложения частиц минеральной пыли, сдуваемой зимними ветрами с горных возвышенностей пустыни Гоби. Эта пыль богата питательными веществами, которые позволяют земледельцам обходиться без удобрений. Но в районе лёссового плато осадков выпадает мало, поэтому здесь для развития земледелия требуется искусственное орошение. Скорее всего, земледелие возникло на лёссовых плато и на склонах гор и активизировалось в гумидные фазы климатических циклов, но угасало в аридные.

При воздымании земной коры в центральной Азии лессовое плато подверглось тектоническому растрескиванию и усиленной водной эрозии. Но террасное земледелие здесь развивается с древнейших времен.

На этом фото мы видим чудовищные овраги, расчленившие некогда ровную поверхность, которая в древнейшие времена была сформирована как надпойменная терраса реки Хуанхэ или ее крупного притока.

Террасное земледелие в истоках реки Хуанхэ (окрестности города Ланьчжоу). Космоснимок в мелком масштабе. Фото с портала Google Earth.

 

Китайские пословицы:

"Среди 72 занятий народа землепашество всеми царствует".

"Если ноги сельчан не будут в грязи, жирные рты горожан будут пусты".

"Где трое землепашцев действуют заодно, туда и бог богатства приходит".

"Научиться торговать можно за три года, но для того, чтобы научиться хозяйствовать на земле, не хватит целой жизни".

"Воин не должен бояться смерти, а землепашец - навоза".

"Выгода получается из малого, а беспорядок получается из большого".

"Даже плохой огород лучше хорошей родни".

 

Эти пословицы мог придумать народ, для которого земледелие - это все. Я считаю, что до тех пор, пока китайцы будут следовать этим пословицам - заповедям, их страна несокрушима и самодостаточна. Если народ отступает от этих принципов, он перестает существовать не только как империя или страна, но и как этнос.

Террасное земледелие в истоках реки Хуанхэ (окрестности города Ланьчжоу). Космоснимок в более крупном масштабе. Фото с портала Google Earth.

По всей вероятности, террассное земледелие в Китае появилось раньше, чем земледелие в долине среднего и нижнего течения Хуанхэ на затопляемых пойменных террасах. Но, в отличие от поливного земледелия на равнинах и в долинах рек в засушливых районах, террассное земледелие развивалось в горных районах с влажным климатом. На таких террасах китайцы вот уже много тысячелетий выращивают свою основную культуру - рис. Фото с портала Google Earth.

Окрестности города Ланьчжоу. Террассное земледелие на склонах невысоких гор и холмов. Фото с портала Google Earth.

Чинь-Лу. "Книга земледельца". XII век:

"Всякий, кто имеет свое занятие, должен трудиться в меру своих способностей. Он не должен впустую расходовать свои средства или требовать слишком многого, ибо тогда, в конце концов, не получит ничего.

Мудрые правители древности умели собирать дары земли во все времена года. Они повелели, чтобы пять му земли отводились под приусадебный участок, а половину из них занимал полевой домик. На время пахоты и севе переселись в полевой домик, чтобы было удобно надзирать за работами и доставлять нужные орудия работникам. Тогда же займись посадкой овощей. Вдоль стен можно насадить тутовые деревья для выращивания шелкопряда. Так можно завести усадьбу в соответствии с правилами древних мудрецов.

Когда наступит девятый месяц, огрод можно превратить в ток, где будут получать зерно нового урожая. В десятую луну, когда полевые работы закончатся, можно отдохнуть после трудов весны и лета. Теперь можно всей семьей переехать обратно в дом, ибо если слишком долго оставаться на полях, дом может прийти в запустение.

Если дело продумать тщательно, непременно добьешся успеха. Редко бывает, чтобы человек, который усердно трудится, ничего не получал. И никогда не вредно стараться как можно больше. В земледелии особенно важно быть усердным.

Мэн-Цзы говорил: "Разве бросит свой плуг земледелец, уходя с поля?"

Предаваться развлечениям, пренебрегая работой, и заниматься делами только когда они становятся неотложными - великое заблуждение. Заурядные же люди часто гордятся тем, что их потомки могут бездельничать. Они считают людей, которые прилежно трудятся, даже имея достаток, глупцами - вот до чего доходит их невежество! "

Северный берег озера Куку-Нор (Тибетское нагорье). Здесь, на высоте более 3000 м н.у.м., видны контуры полей. Впервые в Центральной Азии земледелие могло зародиться в Тибете. Фото с портала Google Earth.

Чай можно пить в такое время: когда ты празден: когда слушаешь скучные стихи: когда мысли спутаны: когда отбиваешь такт, слушая песню: когда музыка умолкает: когда живешь в уединении: когда живешь жизнью ученого мужа: когда беседуешь поздно ночью: кргда занимаешься учеными изысканиями днем: в брачных покоях: принимая у себя ученого мужа или воспитанных певичек: когда посещаешь друга, возвратившегося из дальних странствий: в хорошую погоду: в сумерки дня: когда созерцаешь лодки, скользящие по каналу: среди раскидистых деревьев и бамбуков: когда распускаются цветы: в жаркий день у зарослей лотоса: возжигая благовония во дворе: когда младшие покинули комнату: когда посещаешь уединенный храм: когда созерцаешь потоки и камни, составляющие живописную картину.

Сюй Цээшу. XV век.

 

Трудно поверить в то, что китайское земледелие зародилось и развилось на плато Тибет. Однако вполне возможно, что именно здесь на высоком плато смогли уцелеть люди во время катастрофы, случившейся 11 тыс. лет назад и известной как Всемирный Потоп. Осколочек допотопной цивилизации дал очень здоровый росток в виде китайской земледельческой цивилизации с одной стороны и цивилизации скотоводов кочевников с другой.

Не случайно в течение вот уже нескольких столетий европейцев столь магически притягивает Тибет. Не исключаю, что на берегах озера Куку-Нор сохранились приемы растениеводства допотопной цивилизации, которая отсюда стала распространяться на восток, осваивая плодородные долины Вайхэ и Хуанхэ.

Сегодня мы располагаем источниками информации, которых раньше не было. Мы можем увидеть любой участок Земной поверхности с детальностью, позволяющей разглядеть отдельные деревья и отдельных людей и крупных животных. Используя эту информацию, можно найти ответы на многие вопросы, на которые раньше ответов не было.

Усиливающаяся в последние десятилетия аридизация климата способствует опустыниванию территории в верховьях и среднем течении Хуанхэ. Барханы песка в провинции Ордос насыпаются на возделанные поля и деревни. С краев песчаного массива видно, что китайцы пытаются закреплять подвижные пески, высаживая на них специальные виды растений. Фото с портала Google Earth.

На карте видно, что пустыня Алашань в верхнем течении Хуанхэ отвоевала у земледельцев значительные площади. Обратите внимание, как Великая Китайская Стена обходит массивы подвижного песка с юга. Долина Хуанхэ между Линьхао на западе и Хух-Хото на востоке является древним земледельческим районом поливного земледелия.

Земледелие на интенсивно орошаемых землях в автономном районе Китая Внутренняя Монголия. Видны три канала и две полосы орошаемых полей между ними. Обратите внимание на многочисленные большие поселения, искусственные водоемы. Фото с портала Google Earth.

Тот же регион Китая на левом берегу Хуанхэ, что и на фото выше. Но здесь мы видим элементы опустынивания ландшафта в виде песчаных барханов и сильно усохших соленых озер, которые, высыхая, оставляют белую соль на осушенном дне. Китайцы пытаются закрепить подвижные пески, - на поверхности барханов видны посадки деревьев. Фото с портала Google Earth.

Земли в Ордосе на правом берегу Хуанхэ. Видны контуры возделываемых полей, для полива которых еще пока хватает воды, вероятно, добываемой из скважин. Но большая часть некогда возделываемых полей сегодня заброшены. На космоснимке еще можно различить их слабо видимые контуры. Фото с портала Google Earth.

Пески Ордоса. Здесь пустыня захватила некогда плодородные земли. Но песок аккумулирует воду, выпадающую в виде дождей. Поэтому в понижениях между барханами образуются озера. Некоторые из них не пересыхают, другие пересыхают, оставляя на поверхности белый слой соли. Фото с портала Google Earth.

Ордос. Левый берег Хуанхэ. Заброшенные из-за засухи поля, контуры которых еще просматриваются на космоснимке. Фото с портала Google Earth.

Внутренняя Монголия. Земледельческий район. Непонятно, для чего была сооружена эта дамба. Фото с портала Google Earth.

Внутренняя Монголия. Земледельческий район. Непонятно, для чего была сооружена эта дамба. Неужели когда-то в гумидные эпохи эта равнина заливалась водой во время паводков? А может быть, это участок Великой Китайской Стены? Фото с портала Google Earth.

 

Внутренняя Монголия. Земледелие из-за аридности климата здесь невозможно. Но на бескрайних пастбищах можно содержать бесчисленные стада коров. Однако китайцы не едят молочную продукцию. Коровы им не нужны, им нужны только волы, чтобы пахать поля. Фото с портала Google Earth.

Это сооружение называется обо, это священное место у монголов и тюрков. Всякий, кто оказался в этом месте, должен трижды обойти это обо по солнцу - слева направо, и принести богу небесному - Тенгри - что-то в жертву. Можно монету, можно лоскут ткани, а можно и камушек, если ты так беден. Бог не обидится. Синие полоски ткани - дань синему небу, желтые - Солнцу, белые - вечности и предкам. Фото с портала Google Earth.

 

В аридном климате Внутренней Монголии земледелие уступает место отгонному животноводству. А это уже совсем другая цивилизация. Фото с портала Google Earth.

Когда иссушение климата заходит так далеко, что начинают двигаться пески и образуются барханы, овцы, лошади и коровы уступают место верблюдам. Фото с портала Google Earth.

 

Подвижные пески в Ордосе имеют оранжевый цвет. Фото с портала Google Earth.

Внутренняя Монголия. Ковыльная степь у подножья невысокого горного хребта. Теперь это пастбище для скота. Земледелие здесь невозможно, поэтому китайцы с таких мест уходят, а монголы приходят. Фото с портала Google Earth.

Внутренняя Монголия. Левый берег Хуанхэ. Сильное засоление почв - беда поливного земледелия. В результате интенсивного полива вода проникает вглубь почвы, но затем интенсивно испаряется с ее поверхности и по капилярам подтягивается наверх из глубины почвы. Вода испаряется, а соль, растворенная в ней, остается на поверхности. После каждого полива количество соли на поверхности почвы увеличивается. Фото с портала Google Earth.

 

Пески пустыни Ала-Шань в верхнем течении Хуанхэ полготили почти всю ее долину. Фото с портала Google Earth.

Северо-западная часть плато Тибет. Здесь также много подвижных песков, засыпавших дно распадков и долины рек. Фото с портала Google Earth.

Пески пустыни Алашань в верхнем течении Хуанхэ наступают на возделываемые земли, но песчаные барханы в то же время собирают и хранят воду и запасают ее в своей толще во время дождей. Вот это озерко и луга на его берегу существуют благодаря этому свойству песков. В аридные эпохи климатических циклов земледельцы были вынуждены покидать родные края, возделанные земли и переселяться туда, где засухи не были столь губительны. Но часть населения оставалась вот в таких оазисах, а их потомки доживали до гумидных эпох. Фото с портала Google Earth.

Вот что происходит с полями в аридных районах Китая во время засух. Здесь возможно только поливное земледелие.

Зимняя засуха на Великой Китайской равнине. http://freejojo.com/economics/180-v-kitae-budet-golod.html

Земледелие в Алашане переживает далеко не лучшие времена. Очередная аридизация климата "оживила" пески. Для того, чтобы затормозить этот процесс, китайцы закрепляют пески, высаживая засухоустойчивые виды кустарников. Фото с портала Google Earth.

Река Хуанхэ в истоках. Фото с портала Google Earth.

 

В затопляемые долины среднего течения Хуанхэ и Вайхэ земледелие пришло уже сформировавшимся. Его сюда принес этнос, достигший высокого уровня социальной организованности. Только сообща, организованно можно было освоить плодородные, но ежегодно "тонущие" во время разливов рек долины. Ниже мы более детально разберемся в этом вопросе в главе о китайских пирамидах.

Население Китая в древности этнически было очень неоднородным. Племена, населявшие территорию Поднебесной, имели разные названия: ся, шан, чжоу и др. На юге и юго-западе страны обитали в основном родственные китайцам этносы сино-тибетской группы языков, а вот на западе, севере и северо-востоке - преимущественно племена тюркской, монгольской и маньчжуро-тунгусской языковых групп.

"Исторические записки" Сыма Цяня (2-1 вв. до н.э.) доносят до нас информацию о периоде, когда существовал совет родовых старейшин. Вождь племени часто советовался с ним по важнейшим вопросам. Родовые или племенные вожди по решению совета могли быть освобождены от своих обязанностей. В конце III тысячелетия д.н.э. выборное начало было заменено наследственным правом: власть стала наследственной - от отца к сыну. Семья вождя, обособившаяся от остального племени, стала носительницей царской власти. Но и в этих условиях совет старейшин ещё существовал, хотя его решения становятся необязательными для монарха.

 

Краткая история Китая

Существовало некое протогосударство Ся, которое некоторые историки рассматривают в качестве прародителя китайской цивилизации. Время его существования 3-5 тыс. лет до н.э.

Первым известным государством бронзового века на территории Китая было государство Шан-Инь, сформировавшееся в XIV веке до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ, в районе Аньяна и ее правого притока реки Вайхэ. В XI веке до н. э. государство Инь было завоёвано немногочисленным западным племенем Чжоу, которое до этого находилось в вассальных отношениях с иньцами.

Период Чжоу (XI-III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 г. до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу - первоначальной столицы государства - в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи.

Период Восточного Чжоу разделяется на два периода: Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.) и Чжаньго (Борющиеся царства) (V-III вв. до н. э.). В период Восточного Чжоу власть центрального правителя - вана, сына Неба (тянь-цзы), правящего Поднебесной по Мандату Неба (тянь-мин), - постепенно ослабла, а ведущую политическую роль стали играть сильные уделы, превращавшиеся в крупные царства. Большинство из них (за исключением окраинных) именовали себя "срединными государствами" (чжун-го), ведущими своё происхождение от раннечжоуских уделов. В период Восточного Чжоу формируются основные философские школы древнего Китая - конфуцианство(VI-V вв. до н. э.), моизм (V в. до н. э.), даосизм (IV в. до н. э.) и легизм. В V-III вв. до н.э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век. В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу.

Западное царство - Цинь - присоединило одно за другим соседние царства, и в 221 г. до н. э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью. Завершился период Восточного Чжоу, и образовалась империя Цинь. Цинь Ши Хуан конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу - Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые им губернаторы. При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены северных чжоуских царств и создана Великая Китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. Сюнну на севере были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории, в том числе северная часть современного Вьетнама. Цинь Шихуанди проводил реформы на основах теории легизма (казарменной дисциплины и жестокого наказаниями провинившихся), он преследовал конфуцианцев, предавая их казни - погребению заживо, и сжигал их сочинения за то, что они смели выступать против жесточайшего гнёта. Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

Вторую в истории Китая империю, получившую название Вторая Хань (206 до н. э.- 220 н. э.) основал Лю Бан (Гао-цзу), воевавший против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э. Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.

Основателем нового государства становится Гао-цзу (206-195 до н.э.). Начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань. При императоре У-ди (140-87 до н. э.) взята на вооружение иная философия - восстановленное и реформированное конфуцианство, вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. С этого времени начинается китайская конфуцианская империя. Племена сюнну оттеснены на север за Китайскую стену. Империя на некоторое время подчиняет себе оазисы-протогосударства вдоль Шёлкового пути и распространяет своё влияние до Памира. В I в. н. э. в Китай из Индии начинает проникать буддизм.

В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман, провозглашающий себя императором и основателем государства Синь. Начинается ряд преобразований, но он прерывается экологической катастрофой: река Хуанхэ изменила свое русло, что приводит к трехлетнему голоду. Центральная власть ослабла, началось движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю. Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до 220 г. н. э.

Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV-VI вв.). Восточную Хань сменяет период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за власть между военачальниками основано новое государство - Цзинь (265-420).

В начале IV века Китай подвергается нашествию кочевников - сюнну (гуннов), сяньбийцев, цянов, цзе и др. Весь Северный Китай захвачен кочевниками, которые создают здесь свои царства (так называемые 16 варварских государств Китая). Значительная часть китайской знати бежала на юг и юго-восток, основав там государство - Восточное Цзинь. Кочевники приходят волнами, одна за другой, и после каждой из этих волн в Северном Китае возникают новые царства и правящие династии, которые, однако, принимают классические китайские названия (Чжао, Янь, Лян, Цинь, Вэй и др.). Пришельцы-кочевники стремятся использовать китайский опыт управления и китайскую культуру для стабилизации и упрочения своей власти - мощь китайской конфуцианской цивилизации гасит волны нашествий племён, подвергающихся китаизации. К концу VI века потомки кочевников практически полностью ассимилируются с китайцами. На севере Китая верх берёт сяньбийское государство Тоба Вэй (Северная Вэй), объединившее под своей властью весь Северный Китай и к концу V века распространившее своё влияние до берегов Янцзы. Уже в VI веке захватчики сяньбийцы ассимилировались с местным населением.

До миллиона китайцев перебрались на юг за Янцзы в районы, сравнительно недавно присоединённые к китайской империи. Пришельцы с севера, заселив речные долины, активно занялись выращиванием риса и постепенно превратили Южный Китай в основной земледельческий район империи. Уже в V веке здесь стали собирать по два урожая риса в год. На юге сосредоточился центр китайской культуры.

Государство и династия Суй (581-618). Идет китаизация этносов севера и юга, создаётся предпосылка для нового объединения страны. В 581 г. полководец Чжоу Ян Цзянь объединяет под своей властью весь Северный Китай и провозглашает новую династию Суй, а после уничтожения южнокитайского государства Чэнь возглавляет объединённый Китай. В начале VII века его сын Ян Ди ведёт войны против корейского государства Когурё (611-614) и вьетнамского государства Вансуан, строится Великий канал между Хуанхэ и Янцзы для транспортировки риса с юга в столицу, восстанавливаются и строятся новые участки Великой Китайской стены, пришедшей в упадок за тысячу лет.

Династию Суй сменяет династия Тан (618-907), основатель - Ли Юань. Правители из династии Тан покончили с выступлениями знати и провели ряд успешных преобразований. Происходит разделение страны на 10 провинций, восстановлена "надельная система", усовершенствовано административное законодательство, укреплена вертикаль власти, оживились торговля и городская жизнь. Значительно увеличились размеры многих городов и численность городского населения. К концу VII века усилившееся военное могущество Танской империи приводит к расширению территории Китая за счёт Восточно-Тюркского и Западно-Тюркского каганатов. Государства, расположенные в Джунгарии и Восточном Туркестане, на некоторое время становятся данниками Китая. Корейское государство Когурё покорено и становится Аньдунским наместничеством Китая.

В VIII веке империю Тан ослабляют конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Окончательно господство династии Лю подрывает война Хуан Чао за престол (874-901). В течение долгого времени (907-960) в стране не удаётся восстановить единую государственную власть, что связано с междоусобными войнами, особенно на севере страны.

Государство Сун (960-1279) создал военачальник Чжао Куан-инь, основавший династию Сун. Все три столетия династии Сун прошли под знаком успешного давления на Китай со стороны северных степных народов.

В начале X века усилилось развитие протомонгольской этнической общности - киданей, соседей Китая на северо-востоке. Государство киданей Ляо было основано в 916 г. и существовало до 1125 г. В государстве Ляо использовалась китайская иероглифическая письменность, развивались ремёсла, торговля. Кидани вынудили Сунскую империю пойти на подписание в 1004 г. мирного договора и согласиться на выплату дани. В 1042 г. дань была увеличена, а в 1075 г. Китай отдал киданям часть своей территории.

На рубеже X-XI вв. на северо-западе Сунской империи от нее отделяется сильное государство тангутов - Западное Ся, в которое входила часть современной провинции Шэньси, целиком современные провинции Ганьсу и Нинся-Хуэйский автономный район. С 1047 г. Сунская империя платит дань серебром и шёлком и тангутам. Но в это время в Сунской империи растёт число городов, численность городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости, изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка, распространяются новые сорта скороспелого риса.

Южноманьчжурские чжурчжэни создали на базе уничтоженной ими в 1125 г. империи киданей Ляо чжурженьское государство Цзинь (1115-1234), границы которого проходили по р. Хуайхэ. При этом часть разбитых киданей ушла на запад, где сложилось небольшое государство кара-китаев - Западное Ляо (1124-1211). В 1127 г. чжурчжэни захватывают столицу китайской империи Сун - город Кайфын и пленяют императорскую семью. Один из сыновей императора убежал на юг в Ханчжоу и создал южносунскую империю (1127-1280). Граница между государством чжурдженей Цзинь и южносунской империей устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы. Северный Китай вновь на длительное время оказывается под господством иноземных завоевателей. В 1141 г. подписан мирный договор, согласно которому Сунская империя признаёт себя вассалом империи Цзинь и обязуется платить ей дань.

После покорения Китая хан Хубилай (внук Чингисхана) основал новую монгольскую династию Юань (1271-1368). В это время Китай посещает венецианский купец Марко Поло. Множество китайцев обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполняются необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что приводит в 1334 г. к чудовищному наводнению и гибели нескольких сотен тысяч человек. Народное недовольство вылилось в восстания, которые возглавили руководители тайного общества "Белый лотос" (Байляньцзяо).

Государство Мин (1368-1644) образуется в результате длительной борьбы в середине XIV века, когда монголы были изгнаны. К власти приходит один из руководителей восстания - сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший китайскую династию Мин (1368-1644). Монголы оттеснены на север и приступили к созданию своего национального государства - современной Монголии.

В 1644 г. маньчжуры захватывают столицу и объявляют своего малолетнего императора Шуньчжи правителем всего Китая. Борьба против маньчжурских захватчиков продолжается долго, но ослабленный Китай не в силах им противостоять. Последний оплот сопротивления маньчжурам Тайвань захвачен в 1683 г. Маньчжурская династия в государстве Цин правила с 1644 по 1911 год. Смешанные браки были запрещены, но тем не менее маньчжуры быстро китаизировались, тем более, что в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.