Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Русские не славяне

А. В. Галанин © 2010

 

1. Введение

Думаю, никогда не было такого времени, когда человечество говорило на одном языке и было представлено одним этносом. Человеческий мир во все времена был разделен языковыми барьерами, технологиями изготовления оружия, жилищ, предметов быта, религиями, культурами на огромное количество этнических групп. В самые древние времена количество таких этнических групп было во много раз больше, чем в настоящее время. Причинами этого были малая численность людей и плохие средства передвижения, что способствовало устойчивости малых замкнутых групп, известных сегодня как рода и племена. Во главе рода, естественно, была женщина, только по матери можно было точно определить круг людей, находящихся в родстве друг с другом. Тогда в человеческом обществе был матриархат (как у слонов, например). Тогда между родами не было конкуренции за ресурсы, их хватало на всех, так как численность людей была слишком малой, воевать друг с другом было бессмысленно. Больше всего в те времена ценились женщины, так как от их количества зависело деторождение а, следовательно, и существование рода. А какое место в сообществе при матриархате занимали мужчины?

Мужчины были социально более подвижным элементом, чем женщины, они слабее были связаны с определенным родом, с определенной женщиной. Они могли переходить из одного рода в другой, жить с несколькими женщинами из разных родов, иметь от них детей. Иногда они знали, кто их дети, но чаще не знали. Племенем была некая группа родов, которые были объединены между собой общими мужчинами. Эти мужчины в пределах своего племени могли менять партнерш и периодически переходить из одного рода в другой. Отголоски такой социальной организации я наблюдал в начале 70-х годов ХХ века у чукчей в центре Чукотского полуострова. Правда, племя называлось тогда оленеводческой бригадой. Вдоль реки Эргувеем через 20-25 км стояли яранги (жилища чукчей), в каждой яранге жили женщина- старуха и 2-3 молодых женщины детородного возраста, с ними было 6-7 детишек. Мужчины кочевали вместе со стадом в бассейне этой реки, передвигаясь от одной яранги к другой, задерживаясь в каждой яранге на 3-5 дней. Женщины из разных яранг попеременно обеспечивали мужчинам кров, пищу и ночлег. Мужчины точно не знали, кто именно является отцом того или иного ребенка, у каждого ребенка была одна мать и несколько отцов - все отцы данной бригады (племени).

Мальчики до определенного возраста воспитывались в том роде, в котором родились. Сначала их воспитывали женщины данного рода, но в определенном возрасте они проходили так называемую инициацию, то есть держали испытание на готовность стать мужчинами и войти в сообщество мужчин. Институт инициации юношей известен у всех народов, находящихся на ранней ступени общественного развития. Пройдя инициацию, юноши уходили из данного рода, но каждый из них знал, из какого он рода и кто его мать.

В те времена даже язык мужчин отличался от языка женщин, точнее, мужчины между собой говорили на одном диалекте, женщины между собой - на другом диалекте, а мужчины с женщинами общались на третьем диалекте. Отголосками тех времен является в русском языке наличие мужского и женского родов, а так называемый русский мат есть не что иное, как реликт языка, на котором общались между собой мужчины. Именно поэтому материться при женщинах еще 50 лет назад на Руси было неприлично. А вот у чукчей, когда стали унифицировать язык (до этого было множество диалектов чукотского языка, у каждого племени был свой диалект) межплеменным официальным языком сделали мужской диалект одного из центральных племен. И вот диктор женщина на чукотском радио на всю Чукотку заговорила на мужском языке. У всех женщин, кто слушал радио, был шок. Ведь в этом языке было много слов, которые при женщинах произносить было просто неприлично, многие слова в мужском и женском диалекте звучали по-разному.

Племя амазонок - это не что иное, как крайняя форма матриархата. При этом женщины решили обходиться вообще без мужчин, за исключением разве зачатия детей. Для этой цели они, вероятно, использовали пленных и сексрабов. При такой эмансипации дамам, правда, приходилось еще при рождении ампутировать одну грудь, так как она мешала успешно стрелять из лука и размахивать мечом. Интересно было бы узнать, что они делали, когда рождался мальчик?... Неужели убивали?... Да, вот поэтому мне не нравится эмансипация. По всей вероятности, очень непростым в социально психологическом плане был переход от матриархата к патриархату, нередко между привыкшими быть независимыми при родовом строе женщинами и мужчинами возникали кровавые стычки, шла борьба за власть.

Когда численность людей превысила объем доступных ресурсов, начались кровавые разборки и войны между племенами. Воевали и защищали свою территорию от чужаков, разумеется, мужчины. В связи с этим главной структурной единицей в организации популяции людей стало племя, и роль мужчин в обществе в это время повысилась. Так начался переход к патриархату. Только амазонки продолжали быть независимыми от мужчин, взяв на себя и военные конфликты с соседними племенами. Но дефицит ресурсов по мере роста численности людей увеличивался, это приводило к еще большему обострению борьбы между племенами. Выживали те племена, которые смогли объединится в союзы племен, те племена, члены которых были более пассионарны. Началось имущественное расслоение, возникло разделение труда и появилась меновая торговля. Часть племен стала специализироваться именно на войне. Так возникли викинги и варяги - дружины воинов во главе с атаманами, конунгами или князьями, которых мирные племена нанимали для защиты от соседей врагов, так появились наемники. Часто эти наемники захватывали власть в нанявших их племенах и полностью подчиняли их себе. Дань становилась не платой за услугу, а налогом-бременем. Вероятно, нечто подобное произошло с племенами славян, кривичей, веси и мери, пригласивших варягов-русь защищать их от врагов. Через некоторое время варяги стали полновластными хозяевами - ханами, атаманами, конунгами и князьями.

Следующим этапом в развитии родо-племенного строя было появление протогосударств. Группа мужчин, которые преуспели в военном искусстве, управляемая князем, ханом или королем, могла удерживать в своей зависимости множество племен, облагая их данью. Взамен они брали на себя обязанность защищать данное племя (племена), но уже смотрели на них как на свою собственность. Это был переход к раннему феодализму. В то время союзы племен не были прочными образованиями, они то появлялись, то исчезали, при этом племена легко переходили из одного союза в другой. Войдя в протогосударство или в союз, племена сохраняли значительную долю своей самостоятельности, а именно: язык, религиозные верования, культурные особенности. Но для общения в пределах большого союза племен требовался язык или диалект, который бы знали во всех племенах. Язык межплеменного общения, конечно, был более примитивен, чем языки племен, он состоял из смеси слов разных племен, грамматика такого языка была тоже упрощенной. Вероятно, именно так формировался и русский язык. Варяги-русь не могли навязать свой язык подчиненным племенам, так как их - варягов-руси - по сравнению с прочими племенами, входившими в государство, было очень мало. Большинство населения этого протогосударства было славянами или угрофинами, перешедшими на славянский язык, например, племена мери и веси. Ведь не смогли же монголы, захватив Китай, навязать китайцам монгольский язык, хотя создали здесь династию императоров, правившую несколько веков.

Моноэтнические государства в древние времена, мне кажется, были просто невозможны, да и сегодня они малоэффективны экономически, и сегодня такие государства обречены на быструю гибель. Сущность государства - не этническое, языковое или религиозное единство, а военно-экономическая организация разных этносов в условиях дефицита ресурсов и жесткой конкуренции за них. Государство - это организация этносов в единое целое ради выживания в условиях жесткой конкуренции. Нет дефицита ресурсов - и нет необходимости в государствах. В мирное время государство служит средством для супер эксплуатации власть имущими тех, кто этой власти не имеет. В мирное время государственность и сплоченность людей в государстве ослабевают, увеличивается расслоение как на уровне отдельных людей, так и на уровне территориальных подразделений, снижается пассионарность тех, кто у власти, и государство начинает разваливаться.

Часто мы пытаемся понять процессы, происходящие в истории каменного века, эпохи бронзы и века железа исходя из реалий сегодняшнего дня. Это совершенно неверно. Племена и союзы племен - это еще не этносы в современном понимании. Кроме племенных языков в древние времена каждое племя вынуждено было знать некий общий язык межплеменного общения. Если союз племен существовал долго, то язык межплеменного общения в конце концов вытеснял племенные языки, они забывались уже в третьем - четвертом поколениях, то есть уже через 100 лет. Мне кажется, что процесс образования межплеменного языка, его развитие и вытеснение им племенных языков еще никто из лингвистов толком не изучал. Но именно в этом процессе кроется ключ к разгадке - почему древняя Русь постепенно стала говорить не на языке племени варягов-руси, а на одном из диалектов славянского языка, хотя по этнической принадлежности и генотипически варяги русы не были славянами .

Однако характер одежды, тип жилищ, прикладное искусство оказывались устойчивей языка. Современные историки распространение языка на большую территорию часто принимают за расселение некоего этноса из первоначального очага, создавая из этого теорию о его дальних миграциях. На самом же деле чаще всего массы людей никуда не мигрировали, а приходили группы пассионариев (дружина во главе с князем), облагали племена данью, вели торговлю, в общем "владели ими". Эти дружины даже не были завоевателями в нашем смысле, они просто объединяли племена в некие военно-экономические союзы. Средством общения в пределах такого союза становился либо язык племени, из которого пришли эти пассионарии, либо некий "эсперанто" - наподобие того языка, на котором общались норвежцы с беломорскими поморами при торговле еще 200 лет назад.

При длительном сосуществовании в одном протогосударстве разных племен происходило постепенное распространение в его пределах более передовых технологий, агротехники выращивания растений и приемов разведения животных, изготовления оружия, инструментов, предметов быта, одежды и украшений. Межплеменные браки и обмен генами способствовали развитию суперэтноса, предотвращали имбридинг и вырождение. В этом случае дети появлялись более умные, красивые и пассионарные. Настоящие этносы появились только при появлении устойчивых протогосударственных образований. В пределах этих образований происходила не только выработка единого языка и общих религиозных верований, но и распространение технологий и культур, - шло слияние в единый этнос многих часто изначально враждующих между собой племен. Именно так сформировался и русский суперэтнос.

 

Киммерийцы

Самые ранние письменные источники древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (то есть "Киммериец" - Кимер или Кимр ) признается старшим сыном Япета, родоначальника тех народов, которые сейчас принято называть "индоевропейскими" (арийской расой). Старшим сыном "Киммерийца" считался "Скиф". Киммерийский период длился с 1600 до 1000 гг. до н.э. Археологические исследования показали, что в позднем бронзовом веке степную и лесостепную зону Восточной Европы занимала так называемая Срубная культура, принадлежавшая земледельческо-скотоводческим народам "индоевропейского" (арийского) типа. Поскольку именно в этих местах письменные источники и помещают "место жительства" киммерийцев, надо полагать, что Срубная культура и представляет собой реальный след "киммерийского царства". Гитлер не знал, что название 'арии', а правильнее 'ории', произошло от слова "орать", что обозначало пахать. Пахарю приходилось кричать на лошадь, тянущую плуг - орать на нее: "Бороздкой, бороздкой!", чтобы лошадь шла бороздой, и плуг не захватывал слишком большой слой. Еще в XIX веке крестьяне на Руси, отправляясь в поле пахать, говорили: "Иду поле орать". Это говорит о том, что мы, русские, больше арии, чем немцы. В немецком языке слово "арии" не имеет смысловой нагрузки, поэтому фашисты и связали арийцев не с земледелием, а с войной.

Срубная культура сменила более древнюю Катакомбную культуру (2000-1600 г. до н.э.). А еще раньше (3 тыс.лет до н.э.) ту же территорию занимала Ямная культура. Ямная культура считается "протоарийской". От нее произошли народы, позднее расселившиеся на обширных территориях Европы и Северной Азии в 3 и 2 тысячелетии до н.э. Часть протоариев мигрировала на территорию современного Ирана, другая часть - в современные Пакистан и Индию, третья часть, по всей вероятности, ушла в Южную Сибирь и в Тибет (в Южной Сибири они назывались динлинами). Четвертая часть переселилась в Западную Европу и в Скандинавию. Но какая-то часть наверняка никуда не уходила и продолжала жить в бассейнах Северной Двины, Сухоны, верхней Волги, Дона и Днепра, возможно, в Западной Сибири и на северном Урале.

Все эти культуры отличались обрядом погребения в курганах: сначала под курганом делали обычную яму, затем устраивали более сложную конструкцию в виде катакомбы, а в эпоху поздней бронзы погребальную камеру укрепляли деревянным срубом. На протяжении всей эпохи бронзы сохранялась преемственность в типе керамики, характере жилища. Люди вели хозяйство смешанного типа, сочетавшее оседлое скотоводство с пашенным земледелием. Наконец, как показали антропологические исследования, физический тип населения на протяжении этого времени на большей части Европы также оставался постоянным.

Очевидно, что Срубная культура эпохи поздней бронзы, в ареале распространения которой древнейшие источники упоминают киммерийцев, сложилась на старом месте обитания ариев, на их "исторической прародине". Киммерийцы как носители Срубной культуры оказываются прямыми наследниками лесостепных ариев Восточноевропейской равнины; их далекие предки предпочли остаться "дома", тогда как другие расселились по всем направлениям в Европу и Азию. Неудивительно, что древняя традиция, представленная в Библии, называет киммерийцев старшим из народов индоевропейской семьи!

Само название киммерийцы (кимры), скорее всего, означает просто "степняки" (в одном из древних арийских языков анатолийской группы "степь" - это "гнмра"). В Ирландии и в Скандинавии записаны предания о том, что эти земли некогда заселялись выходцами из причерноморских степей (в скандинавских сагах Южная Россия - Скифия - называется "Великой Свитьод", то есть "Великой Швецией", тогда как собственно Швеция - это "Малая Свитьод", колония "Великой" - так, как Россия и Малороссия ). Эти легенды повествуют о переселении в Западную Европу народов арийской семьи, происшедшем, как предполагают, в конце 3 тысячелетия до н.э. Выходит, что причерноморские киммерийцы раннего железного века - это те степные арии, которые "остались у себя дома", а скандинавские и британские кимвры - это их "родственники", ушедшие далеко на запад.

Родство европейских народов между собой ощущалось еще в античную эпоху, отчего греки и римляне пользовались собирательным термином "кельтоскифы". подчеркивая родство западных (кельтских) и восточных (скифских) "северных варваров", наследников древней Великой Киммерии (степи).

Таким образом кельты и скифы - это два суперэтноса, котрые существовали примерно в одно время. Скифы занимали юг Западной Сибири, север теперешнего Казахстана и Восточную Европу до реки Днепр, а кельты жили в Западной и Северной Европе. Скифы - это одно из киммерийских племен, которое сформировалось, вероятно, на Алтае - окраине Киммерии. В Восточную Европу они пришли как завоеватели пассионарии и подчинили утратившие пассионарность племена своих родственников европейских киммерийцев. Те киммерийцы, которые не согласились стать поддаными скифов, мигрировали в Западную Европу, где стали известны как кельты и галлы. Доказательством этому предположению является то, что кельты широко использовали лошадь и в повозке, и под седлом. А как хорошо известно, лошадь могли приручить только жители степи и лесостепи - ландшафтов Восточной Европы и Центральной Азии. Конезависимыми были и скифы. Кстати, и те и другие умели выплавлять железо.

Как свидетельствуют лингвисты, кельтские языки очень древние. Они представляют собой одну из групп большой семьи индоевропейских языков. Следовательно, кельты - это западная ветвь ариев (индоевропейцев), некогда обитавших в бассейне средней Волги. Свое имя кельты получили от греков, называвших их keltoi, у римлян они известны как galli.

 

Землянка древнейших жителей Британии.

Первым известным нам этносом, жившим в Западной Европе, о котором можно с точностью говорить, что они заселяли Британию, были кимри (Cimmerii или Cymri). Они пришли сюда откуда-то с востока, возможно, тоже из Восточной Европы и Центральной Азии. Наиболее отважные киммерийцы перебрались через пролив на лодках и оказались в Британии.

Известно, что до киммерийцев Британские острова были заселены людьми каменного века, они занимались охотой, возможно разводили животных, в качестве одежды использовали шкуры зверей. Их жилищами были землянки - вырытые в земле ямы, обложенные каменными глыбами и укрытые сверху землей. Эти люди пользовались каменными топорами и деревянными дубинами в качестве оружия. Cвоих вождей они хоронили в примитивных саргофагах, напоминающих склепы. В этих саркофагах находили предметы каменного века: домашний инвентарь, примитивное оружие.

Племена киммерийцев, по-видимому, были весьма могущественным этносом, упоминания о котором имеются в Библии [Бытие: Х, 2]. В своём произведении «Илиада» Гомер упоминал о киммерийцах как о «славных кобылодоильцах, молокоедах убогих, справедливейших из всех людей» [Гомер. Илиада: XIII , 1 – 6]. Можно предположить, что кельты и скифы - это результат дифференциации этноса киммерийцев. Следовательно, языки кельтов и скифов были сходными в самом начале, но затем разошлись и стали мало похожи друг на друга.

Памятники срубной археологической культуры, обнаруженные на территории Змиевщины на Украине, относят к периоду со 2-ой половины ІІ-го – и до начала І-го тысячелетия до н. э. Племена срубной культуры заселяли не всю, а только Левобережную Украину. Срубная культура охватывала всё Нижнее и Среднее Поволжье, причерноморские степи вплоть до Днепра, а южнее – до современной Одессы, занимая также лесостепную зону до границ бассейна Оки. Впервые срубная культура была выделена В. А. Городцовым в начале XX века в результате раскопок на Северском Донце.

Этническая принадлежность племён срубной культуры определяется как индо-иранская (они были индоевропейцами). Племена данной культуры входили, по-видимому, в киммерийский племенной союз. Одна из групп срубных племён осела в районе Северского Донца, где отмечается наибольшее скопление ранних поселений, а часть пришлых племён по Северскому Донцу и его притокам поднялась к северу и осела в районе нынешнего Харькова. Другая группа продвинулась на Орел и Самару, подойдя вплотную к Северскому Донцу.

Племена срубной культуры вынуждены были вступить в контакт с местным населением, прежде всего с племенами культуры многоваликовой керамики . В результате смешения этих двух культур и возникла та культура, которая известна на Змиевщине.

Дом киммерийцев (срубная полуземлянка) на юге современной Украины. (По О. М. Приходнюку)
1 – полевой план (I – материк, II – насыпной грунт; III – камень; IV – черень; V – обугленное дерево); 2 – реконструкция полевого плана полуземлянки без перекрытия; 3 – реконструкция полуземлянки.

Оружие, предметы быта и украшения киммерийцев.

У племен срубной культуры развивалось скотоводство, в памятниках в большом количестве встречаются кости домашней лошади и предметы упряжи. Им было известно стойловое содержание скота зимой, следовательно, люди вели оседлый образ жизни.

С другой стороны, племена, создавшие срубную культуру, гораздо активнее, чем их энеолитические предшественники, занимались земледелием. Эта отрасль хозяйства определила и весь образ их жизни: они были более осёдлыми, селились значительными посёлками, которые к концу бронзового века достигали размеров современных больших сёл и тянулись вдоль реки на несколько километров. Вероятно, у срубников применялась переложная система земледелия.

Жители срубных посёлков составляли общины, которые вели замкнутое хозяйство и сами производили всё необходимое. На месте ткали шерстяные ткани, вязали шапки, выделывали кожи и меха, шили одежду и обувь. Все орудия и инструменты также изготовлялись на месте из камня, кости, дерева и металла. О развитии металлургии свидетельствуют многочисленные находки шахт, бронзолитейных мастерских и большое количество кладов. Следовательно, в это время жители восточной Европы активно занимались торговлей, у них имело место имущественное расслоение общества.

Обработка бронзы у киммерийцев достигла высокого развития. В ранних погребениях срубной культуры найдены литейные формы для изготовления боевых топоров. Из бронзы отливались также кинжалы, навершия копий, наконечники стрел и украшения – серьги, браслеты и бляшки, нашивавшиеся на одежду. В ранний период осуществлялось литьё из бронзы в домашних условиях. Однако с развитием техники литья бронзолитейным делом стали заниматься специалисты – литейщики. Они превратились в странствующих мастеров, работающих на заказ, владеющих своими инструментами, запасом сырья и полуфабрикатов, а также технологиями. Среди металлических изделий встречаются в основном орудия труда, а вот украшения – редко. По количеству находок первое место занимают серпы. Вислообушные топоры представлены двумя типами: топорами небольших размеров с широким массивным клином и едва выделенным обухом и лёгкими, изящными топорами с чётко выраженным обухом и длинным клином с нешироким округлым лезвием. Первые, очевидно, были рабочими, вторые – боевыми.

Много найдено ножей. Известна серия ножей, у которых перекрестие оформлено в виде полукруглых или почти острых плечиков, в результате чего создаётся впечатление, что перекрестие у них уже отделено от клинка. Однако это лишь технический приём. Самыми поздними ножами являются те, у которых перекрестие полностью отделено от клинка. Для позднесрубной поры характерны кинжалы с кольцевидным упором.

Изделия из камня и кости в погребениях встречаются значительно реже, чем на поселениях. Каменные орудия представлены просверленными молотками ромбовидной формы и привязными топорами прямоугольной или овальной формы, зернотёрками, рыболовными грузилами, литейными формами. Изделия из кремня редки и невыразительны. Это скребки, ножевидные орудия, проколки. Костяные изделия, напротив, многочисленны и разнообразны. Найдены шилья, втульчатые и черешковые наконечники стрел, тупики, гарпуны, рыболовные крючки, различные украшения: пуговицы, подвески.

Разновидности мечей.

Создается впечатление, что киммерийская культура была вполне развитой, обилие серпов говорит о том, что земледелие у них было на первом месте, а животноводство на втором. Из металлов киммерийцы знали только бронзу, украшениями они занимались мало, следовательно, жизнь у них была нелегка, было не до украшений. Наличие мечей и боевых топоров показывает, что военные стычки в то время были обычным делом.


РУССКИЕ НЕ СЛАВЯНЕ: 4. Викинги и варяги-русь. Начало Руси

РУССКИЕ НЕ СЛАВЯНЕ: 5. Мангазея и присоединение Сибири к России