Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Северной Руси Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Роль балтов (колбягов), угрофинов, варягов русов, хазар и волжских болгар в становлении и истории России

А. В. Галанин © 2014

© Галанин А.В. Роль балтов (колбягов), угрофинов, варягов русов, хазар и волжских болгар в становлении и истории России // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2014. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/history14_istoki.htm

Введение. Вятичи и радимичи. Кривичи || Хазария. Волжско-Камская Булгария. Великое Литовское княжество, Польское королевство и Польско-литовская Уния. Московия (Московская Русь) || Ливонская война 1558–1583 гг. Смута в Московской Руси в XVII в. Переход Речи Посполитой к открытой интервенции и освобождение Москвы от поляков

 

 

Хазария

Хазарский каганат находился на пересечении караванных и речных путей: 1) из Китая в Европу – в обмен на золото и европейские товары в Европу ввозился шёлк; 2) из Биармии (Великой Перми) в Багдадский халифат – обмен мехов на серебро; 3) из варяг и немец в хазары – закупались рабы (сакалиба) с последующей перепродажей в мусульманские страны. О масштабах хазарской работорговли можно судить по словам армянского писателя Мхитара Айриванкского: «500 христианских дев, которых везли к Хагану по воле, утопились в Ателе (Волге)». Торговлю в Хазарии осуществляли купцы-евреи (рахдониты, «знающие дороги»), согдеи, арабы и варяги-русы. Торговый путь русских в Хазарскую землю с севера шёл Доном до Белой Вежи, где русские перетаскивали суда на сушу и, пройдя с ними небольшой волок до Волги, спускались по Волге до Итиля, хазарской столицы. Русские привозили сюда преимущественно меха, мёд, воск и невольников, в обмен же могли получать драгоценные каменья, зеленый бисер – одно из любимых украшений русских женщин, золотые, серебряные и бронзовые изделия, пряности, вино, арабские монеты.

Примерно в 680 г. Хазарский каганат стал крупнейшей и мощнейшей державой на юго-востоке Европы. Фото с сайта: http://900igr.net/datai/istorija/Pervye-slavjane/

Страна Хазария в пору максимального могущества. Фото с сайта: http://upload.wikimedia.org/

 

Занимая часть Крыма, господствуя на Таманском полуострове, хазары держали под своим контролем и значительную часть черноморской торговли. Центром последней на южном побережье Чёрного моря были Константинополь и Трапезунд. Торговля хазарских евреев распространилась от Испании до Китая, от варягов и Перми до Египта и Индии. По словам Ибн Хаукала, хазарские меха, которые расходились по всему свету, – это те же меха, что и в ал-Андалус; только в малой части эти меха происходили из славянских стран, большая и наилучшая часть их происходила из стран русов, а некоторые – причём самые лучшие – русы перекупали в странах Гог и Магог. Из Хазарии купцы рахдониты вывозили мёд, воск и свечи, которые покупали у русов и волжских болгар. От русов к хазарам привозили воск, а со Среднего Поволжья на Нижнее экспортировался сплавом строительный материал: сосна, ель. Истахри, описывая хазарскую одежду, сообщал: из-за отсутствия у хазар материалов для этой одежды, последний привозили из Горгана, Табаристана, Армении, Азербайджана и Рума.

В «Книге путей и государств» арабского географа Ибн-Хордадбха о еврейских купцах сказано: «Путь купцов-евреев раданитов, которые говорят по-персидски, по-румски, по-арабски, по-франкски, по-андалузски, по-славянски: они путешествуют с запада на восток и с востока на запад морем и сушей. Они возят евнухов, служанок, мальчиков, шёлк, меха и мечи... На обратном пути они берут мускус, алоэ, камфару, корицу и другие произведения восточных стран... Один еврей контролировал всю ловлю жемчуга в Персидском заливе... Среди евреев уже в то время было много банкиров. Например, у банкиров ростовщиков Йусуфе ибн Пинхасе и Харуне ибн Имране в начале Х в. визир сделал заем в сумме 10 тыс. динаров. В 918 г. визир Ибн ал-Фурат заявил, что он имеет на счету у евреев 700 тыс. динаров».

Их далекими предками, вероятно, были хазарские евреи. Фото с сайта: http://www.gazeta.ru/science/2013/01/17_a_4930173.shtml

Оживить дискуссию о происхождения евреев Центральной и Восточной Европы позволили результаты анализа однонуклеотидных мутаций. В общей сложности были исследованы геномы представителей 8 еврейских общин, не состоящих в родственной связи, а также кавказские, малоазийские и ближневосточные этносы. Результаты проделанной доктором Эраном Элхаиком, генетиком из Университета Джона Хопкинса (США), работы, опубликованные в журнале «Genome Biology and Evolution», позволяют утверждать, что большая часть евреев Центральной и Восточной Европы ведет свое происхождение от потомков из Хазарского каганата, мигрировавших на запад в Х–XIV веках, то есть по мере распада и после окончательного коллапса этого государства. «Наиболее вероятным объяснением полученных нами данных является то, что большая часть восточноевропейские евреев происходит от иудео-хазарских предков – общности, столетиями формировавшейся к северу от Кавказа на территории Хазарского каганата», – резюмирует Элхаик.

Мас'уди сообщал: «Хазары имеют челны (заурак), на которых они плавают из своего города вверх по реке, которая течет в их реку из верхних мест и которая называется Буртас (главное течение Волги); вдоль неё живут оседлые (хадира) тюркские племена, составляющие часть Хазарского царства. Их поселения тянутся непрерывно между Хазарским царством и бургарами. Эта река течёт со стороны бургар, и суда (суфун) непрерывно ходят по ней между землями бургар и хазар». Географ X в. Ал-Мукаддаси писал, что «вывозятся из Бабул-Абваба (Дербента) полотняная одежда, рабы, шафран, превосходные мулы». Другой автор того же века Ибн-Хавкал писал, что «Бабул-Абваб – город на Хазарском море и в середине города гавань для судов... город этот богаче Ардебиля в отношении посевов, но плоды его немногочисленны, если не считать того, что ввозится из других округов... Город служит портом моря хазар, сарира и прочих народов Табаристана и Джурджана, земель кафиров и Дей-лама. Вывозятся из него полотняные полибе (верхнее платье), и нет в Арране, Армении и Азербайджане полотняных одежд нигде, кроме как тут. В нём произрастает в изобилии шафран, и встречается в нем много рабов из разных стран кафиров, прилегающих к ним; в Бабул-Абвабе растет марена, которая вывозится по морю Хазарскому в Джурджан и отсюда сухим путём в Индийские страны».

Основу хозяйственной деятельности рядового населения Хазарии (хазар) составляло кочевое скотоводство, а в осёдлом Дагестане – виноградарство. В VIII–IX вв. в приморских областях Крыма, Тамани, в низовьях Кубани и Дона последствием хазарского господства стал процесс оседания кочевников на землю и появление в Крыму нового субэтноса караимов – полуевреев по отцу и их потомков, исповедавших иудаизм.

В Хазарии были таможенные заставы, которые взимали торговую десятину на дорогах, в морских и речных портах. Богатства и достояние царя хазар по большей части составляла морская подать. Царь Хазарии не имел прав на собственность своих подданных. Сбор налогов осуществляли специальные смотрители над купцами, ремесленниками и т.д. Судебная власть у евреев, мусульман, христиан и язычников была у каждого своя, были и отдельные суды, работавшие по законам своей религии. Между судьями и царём имелся посредник (сафир), который передавал решения судей царю, и только после утверждения их царем они приводились в исполнение.

Современные археологи и нумизматы пришли к выводу, что найденные в Восточной Европе диргемы не вполне соответствуют арабским, и что их чеканили в Хазарии, в резиденции кагана в Итиле, на них даже находят условный хазарский знак. О хазарской монете «пять слез» есть сведенья у мусульманских авторов. Во-вторых, находят монеты, не идентифицируемые с монетами других стран. На Подонье обнаружена серия подражаний арабским дирхемам с надписью «земля хазар». Несколько монет относятся ко 2-й половине IX – началу X вв. К этому же времени относится дирхем, найденный на острове Готланд в Швеции. На нём вместо надписи «Мухаммед – посланник Бога» стоит «Моисей – посланник Бога». Видимо, своя валюта у хазар была, называлась "шэлэг" («серебряник»), и эта денежная единица упоминается в «Повести временных лет».

В Хазарии жили первоклассные ремесленники: гончары, ювелиры, кузнецы. Было развито изготовление шёлковых и пурпурных тканей. Глиняная посуда изготавливалась на гончарном круге и обжигалась в специальных печах. Из ремёсел было наиболее распространено кожевенное и красильное. «Еврейская краска» очень славилась в тогдашней торговле. Оружейники Хазарии знали секрет производства булатной стали. На высоком уровне находилось градостроительство. Вокруг каждого города строились монументальные оборонительные стены с бойницами и сторожевыми башнями. Зная, что многие районы Хазарии подвержены землетрясениям, местные строители использовали гибкий камыш для создания сейсмостойкого кирпича. Кавалькада хазарской принцессы состояла, не считая слуг и рабов, из 10 колесных шатров «из тончайшего шёлка, с дверцами из золотых и серебряных пластин, с полами, покрытыми соболями. Ещё 20 повозок были нагружены золотой и серебряной посудой и прочими сокровищами, составлявшими ее приданое». Шведский археолог Т. Арне сообщил об обнаруженных на территории Швеции орнаментальных пластинах, заколках и пряжках, выполненных в в Хазарии или на территориях, подвластных ей.

В Хазарии выращивали просо, рис, ловили рыбу, производили ценный «рыбий клей». Арабский путешественник Ибн-Хаукаля в своей «Книге путей и государств» писал: «В хазарской стороне есть город Самандар. Были в нём многочисленные сады: говорят, они содержали 40 тысяч виноградников». По описанию, в Хазарии было много богатых рыбой рек; она плодородна, в ней много полей, виноградников, садов, а также фруктовых деревьев. Имелись удобные условия для развития земледелия (в том числе и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения позднее перешла к оседлой (или полуоседлой) жизни и занятию земледелием. Царь Иосиф писал тогда, что хазары отправлялись в степь «в радости и с песнями». (Использована информация с сайта: http://www.proza.ru/2008/08/30/111).

В начале IX в. Хазария ослабла, и там вспыхнула гражданская война. Князь русов Святослав воспользовался этим, призвал в союзники печенегов и гузов и взял столицу Хазарии штурмом. Летописец так описал эти события: «В год 965-й пошел Святослав на хазар. Услышав это же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов». Ибн Хаукаль добавляет: русы «ограбили Болгар, Хазаран, Итиль и Семендер». За год до этого, в 964 г., Святослав отправился с войском в земли данников хазар – вятичей, двинувшись по лесам к Волжской Булгарии. Победив булгар, русские спустились по Волге к Итилю. Ибн Хаукаль пишет об этом походе так: «Русы разрушили все это и разграбили все, что принадлежало людям хазарским, болгарским и буртасским на реке Итиль. Русы овладели этой страной, жители Итиля искали убежища на острове Баб-ал-Аб-ваба, укрепились на нем, а некоторые из них в страхе поселились на острове Сия-Кух (полуостров Мангышлак)». Святослав с дружиной по дороге к Черному морю победил аланское войско и живших в Приазовье касогов (адыгов). Очевидно, тогда же он покорил и Таматар-ху, поднялся по Дону на ладьях до Саркела и, заняв крепость, основал на месте Саркела русский степной форпост, который назвали Белая Вежа.

Драться за еврейскую элиту, которая стала верхушкой власти и держала экономику в Хазарии, хазары не стали, оставили город и разбежались. Евреи сражались яростно, но город удержать не смогли. Затем Святослав взял второй по величине город хазарских евреев – Семендер на Тереке. Основным итогом похода стало то, что Киевская Русь «вернула себе независимость» (по словам Л.Н. Гумилева). После захвата Хазарии русами гонениям подверглась лишь ее властная часть – иудеи, а не хазары. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский отец Иоанн писал: «Славянские земли в IX–X веках стали для иудейских купцов источником «живого товара». Русские рабы и рабыни во множестве отправлялись в страны исламского мира, где юноши высоко ценились за здоровье и силу, а девушки – за красоту». Тогда в состав Руси вошли Белая Вежа и Тмутаракань. Так в середине Х в. Хазарский каганат, контролировавший львиную долю грузопотоков в самом сердце Евразии, прекратил свое существование, а государство русов получило выход на стратегические торговые просторы.

Л.Н. Гумилев писал, что малочисленные варяжские дружины не могли бы держаться в чужой стране без поддержки каких-то групп местного населения. А сопротивление варягам русам было и в Новгороде, хотя сведения о нем сохранились только в поздней, Никоновской летописи. Только ликвидация иудейской Хазарии позволила русским князьям создать государство со столицей в Кыеве. Я думаю, что вот тогда-то варяги русы и договорились с колбягами балтами и создали единое государство, известное как Древняя Русь. Это было необходимо для того, чтобы сохранить независимость от Византии.

 

Волжско-Камская Булгария

Еще одно государство и этнос сыграл важную роль в формировании Российского государства. Еще до нашествия Чингисхана в междуречье Волги и Камы жили волжские болгары. Они мигрировали в эти места из-под Азова, потеснив финноугорские и другие племена. Великая Волжская Булгария со столицей в городе Биляр в X–XIV вв. была могучим и развитым государством.

В Биляре и других городах были каменные дома и мечети, общественный водопровод. Размеры столицы Волжской Булгарии были больше средневековых Владимира, Киева, Парижа, вместе взятых. Булгары вели торговлю мехом, лесом, кожей, оружием и другими изделиями с Русью, Прибалтикой, Скандинавией, Византией, Хорезмом, Ираном, Китаем, Индией. Булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун, освоили изготовление стали. Сначала они были язычниками, но конгресс булгарских племен принял ислам как государственную религию за 76 лет до Крещения Киевской Руси (922 г.). В 986 г. булгарские проповедники ислама пришли в Киев к великому князю Владимиру с предложением принять данную религию.

Уже в начале X в. школы имелись даже в некоторых булгарских деревнях. Были у булгар знаменитые ученые и поэты: Якуб ибн Ногман написал «Историю Булгарии» (первая половина XI в.), Бурхан ибн Булгари создал книги по риторике и медицине. Поэма Кул-Гали «Сказка о Юсуфе» (XIII в.) известна далеко за пределами Булгарии. Нынешний Татарстан и величественная Казань – прямые наследники Волжской Болгарии. Интересно, что знаменитый арабский путешественник Ибн Фадлан именует правителя Булгарии Царем славян. Волжские болгары все же какое-то время находились в экономической зависимости от Хазарского каганата. Хазарские евреи установили тогда контроль за путями, пролегающими по территории болгар, через которую шла транзитная торговля Востока и Запада, отчего хазарская верхушка получала огромные доходы. Ликвидацию иудейской Хазарии русами в Волжской Болгарии тогда одобряли.

В начале XIII в. именно Волжская Болгария встала первой на пути движения монголов и затормозила их продвижение на Русь и вглубь Европы. Пожалуй, именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя главный удар Орды. Набеги русов на Булгарию были столь же жестоки и кровавы, как и завоевания монголов, да и начались они задолго до прихода Орды. Как известно, первый такой набег возглавил Святослав еще в 965 г., а следующий поход предпринял в 985 г. князь Владимир. Киевская Русь во что бы то ни стало хотела заполучить торговые связи Болгарии с арабами. Монголы же рвались в Европу, Булгария им очень мешала.

Константинопольский патриарх Фотий в 860 г. говорил: «Эти варвары справедливо рассвирепели за умерщвление соплеменников их и с полным основанием требовали и ожидали кары, равной злодеянию. Их привел к нам гнев их». Но в 866 г. тот же Фотий говорил о том, что «варварам» не следует ровнять себя с великой Римской державой: «Народ, часто многими упоминаемый и прославляемый, превосходящий все другие народы своею жестокостью и кровожадностью, – я говорю о русах, – которые, покорив окрестные народы, возгордились и, возымев о себе высокое мнение, подняли оружие на Римскую державу». В основе конфликтов лежали денежные или политические вопросы. Князь Владимир чуть было не двинул рать даже против сына Ярослава князя Новгородского, когда тот не прислал положенных ему 2 из 3 тысяч гривен, собираемых на Новгородчине. В Повести временных лет говорится о том, что князь Святослав во время встречи с немецкими послами «величася, показа им богатьство свое» (1075 г.). Послы же, в свою очередь, изумлялись, «видевше бещисленое множьство, злато, и сребро, и поволоки». Таковы были тогда нравы. Таковы они и теперь.

 

Великое Литовское княжество, Польское королевство и Польско-Литовская Уния

Этносы балтов создали свои государства, которые довольно успешно развивались в течение нескольких столетий. Это Польша, Литва, Пруссия, которые возникли частично на месте Гардарики (Галиджии). Основными конкурентами при этом у них были германцы, которые теснили балтов на южных берегах Балтийского моря, постепенно превращая их в своих сограждан.

Литва и Польша в период максимального расцвета.

Речь Посполитая в период ее максимального могущества. Фото с сайта: http://upload.wikimedia.org

 

Важную роль в возникновении литовского государства сыграл Кревский замок, находящийся ныне на территории Белоруссии (Гродненская обл., окрестности д. Крево, примерно в 100 км от Минска). Великий князь Гедимин после своей смерти передал право управлять землями Великого княжества Литовского своим сыновьям. Кроме старшего сына Ольгерда, который устроил в Креве свою резиденцию, был еще его брат Кейстут, который владел более западными землями. Впрочем, в это время он особо не претендовал на великокняжеский престол и даже добровольно отдал своему брату Вильню (Вильнюс), после чего между братьями на долгие годы восстановился довольно дружеский и братский союз.

Кревский замок. Реконструкция. Фото с сайта: http://escargon.turbina.ru

Однако, как показывают дальнейшие события, Кейстут не был лишен великокняжеских амбиций: после смерти Ольгерда он пытался захватить княжеский престол у своего племянника Ягайлы. Но это у него не вышло.

В 1382 г. Ягайло с помощью крестоносцев разбил войско Кейстута, а своего дядю запер в подземельях Кревского замка в склепе под Княжеской башней, «И тамо в Креиве пятые нощи великого Кестутия удавили коморники князя великого Ягаиловы: Прокша, что воду подавал ему, а были и другие – Мостей брат (Гедька, кравлянин), и Кучук, и Лисица Жибентей». Кейстута привели в верхние палаты и задушили золотым шнуром от штор. Слуги Григорий и Омулич стали кричать. И тогда убийцы, испугавшись, выбросили убитого из окна… «Таки конец стал князю великому Кестутию». После этого случая Княжескую башню стали называть еще и «Башней Кейстута».

Великий князь литовский Альгерд. Фото с сайта: http://escargon.turbina.ru

Великий князь Литовский Кейстут. Фото с сайта: http://escargon.turbina.ru

А тем временем Ягайло, убив племянника, продолжал править. Вскоре Крево стало свидетелем еще одного важнейшего события. В 1382 г. в Польше умирает король Людовик. У него был сын, который мог бы наследовать власть в Польше, но Людовик его после себя не оставил. Да к тому же должность короля в Королевстве Польском была выборной. Претендентами на престол тогда оказались жена Людовика Катерина и две дочки – Марыля и Ядвига. Два года продолжалась борьба за корону в Польше и, наконец, было решено возвести на престол младшую дочку, четырнадцатилетнюю Ядвигу.

Ядвига была обручена с австрийским герцогом Вильгельмом. Но интересы государства требовали иного. Необходимо было, во-первых, оборонять королевство от крестоносцев, во-вторых, необходимо было умилостивить Ягайлу, который со своим войском стал нападать на польские земли и доходил даже до Кракова – столицы тогдашней Польши. Воины его грабили польские монастыри и потихоньку присоединяли к Великому княжеству Литовскому приграничные польские земли.

Вильгельма выкинули из королевской резиденции. По легенде, это произошло так быстро, что герцог вынужден был спасаться через окно, а Ягайла получил предложение стать мужем королевы Ядвиги и, естественно, королем Польши. Ее приданным должна была стать Польша, присоединенная к Великому княжеству Литовскому.

Ядвига была в печали. Говорят, она любила Вильгельма, а Ягайла в ее представлении был «варвар характарам и пачвара целам», имел шерсть и хвост. Ведь в то время в Великом княжестве проживало много язычников, вероятно, и сам Ягайло тогда был язычником. По легенде, напуганная королева решила удостовериться в наличии или отсутствии звериных черт у Ягайлы и отправила доверенных послов, дав им тайное задание: сходить с Ягайлом в баню и выяснить, так ли страшен литовский князь. Послы вернулись с ответом: хвоста нет и вообще «воблікам князь прыгожы и смуклы, росту сярэдняга, тварам доўгі, на ўсім целе няма ніякіх заган, трымаецца каралем». И 14-летняя Ядвига, наступив на горло своей любви, выходит замуж за 37-летнего Ягайлу.

Королева Польская Ядвига. Фото с сайта: http://escargon.turbina.ru

Свадьбе Ягайло и Ядвиги предшествовало заключение унии – союза между королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Уния была заключена в Крево в 1385 г. В августе 1385 г. Ягайла принял католичество и христианское имя Владислав и перебрался в Краков. Став польским королем, он решил пойти на компромисс с Витовтом, оставив тому Великое княжество. Витовт стал великим князем литовским, а Ягайло – королем польским.

Ягайла (христианское имя Владислав) – король польский. Фото с сайта: http://im3.turbina.ru/

Великий князь литовский и король польский Ягайло. Фото с сайта: http://im3.turbina.ru/

Тринадцатилетний брак с Ядвигой не дал наследника, как впрочем и два последующи брака Ягайлы. Лишь 17-летняя Софья Гольшанская, четвертая его жена, положила начало династии Ягеллонов, правивших Литвой и Польшей без малого 200 лет. А сосватал 74-летнему Ягайле Софью Гольшанскую не кто иной, как Витовт.

В 1413 г. между Польшей и Литвой была заключена новая Польско-Литовская уния – Городельская. Литва осталась самостоятельной, требовалось лишь согласие польской шляхты на выбор великого князя, а литовской – на выбор короля. Некоторых привилегий добилась в Литве католическая церковь. Как должно было сказаться на русско-литовских отношениях предоставление привилегий католикам?

Великий князь Литовский Витовт. Фото с сайта: http://escargon.turbina.ru

Витовт, великий князь Литовский и Русский. Фото с сайта: http://escargon.turbina.ru

Витовт выступает на съезде монархов. Фото с сайта: http://escargon.turbina.ru

Ягайло не был благожелателен к своему брату за то, что тот когда-то заточал его в подземельях, и отомстил ему весьма оригинально. Когда слава Витовта в начале ХV века достигла апогея, а княжество его простерлось от Балтийского до Черного моря, Витовту не хватало только королевской короны, которая бы достойно увенчала военные подвиги и его политические доблести. И все шло к этому. По ходатайству германского императора Сигизмунда ІІІ и с благословения папы Римского Мартина V в Великое княжество Литовское были посланы две освященные золотые короны – для Витовта и его жены Ульяны. В Вильню пригласили знатных гостей: королей, великих князей, магистров и послов (от Пруссии и Ливонии до Москвы, Рима и Константинополя), чтобы присутствовать при этой пышной церемонии появления на карте Европы нового королевства. Несколько недель Витовт вместе с гостями ждал короны от Папы Римского, да так и не дождался.

И только один Ягайло знал причину этого грандиозного конфуза, им же и устроенного:. это по его распоряжению были расставлены засады, и папские послы с коронами были перехвачены. По другой версии, послов с коронами вовсе не пропустили, и они вернулись назад. Узнав об этом вероломстве, Витовт свалился, подкошенный болезнью, и умер в 80-летнем возрасте. Ягайла пережил его всего на 4 года.

Противостояние двоюродных братьев, начавшееся в Крево в 1382 году, завершилось. И свидетелем тому был и будет один лишь Кревский замок, развалины которого можно и сейчас отыскать в небольшой и уже забытой деревушке.

 

Московия (Московская Русь)

Во время княжения Ивана III Московия, или Московская Русь, как ее называли соседи, производила сильное впечатление. Вполне оформилось представление о централизованной власти, праве ее наследственной передачи. Для подавляющего большинства ее граждан такое упорядочение власти «в верхах» было несомненным благом. Постепенно прекратились частые междоусобицы частных князьков в борьбе за главный «стол», в которых гибло много народа, горели города и села.

Смирившиеся князьки получили достойный, но подчиненный статус, не смирившиеся – разбежались, благо было куда. Польша и Литва нередко становились прибежищем таких несмирившихся князьков. Идея божественного происхождения верховной власти была не чужда предкам Ивана III, но никто из них не выражал этой идеи так твердо, как он, когда представлялся к тому случай.

Князь московский с 1325 г. Иван Данилович Калита. (ок.1283–1340). Фото с сайта: http://www.biografija.ru

Великий князь Владимирский (ярлык от хана в 1331), Князь Новгородский (1328 по 1337). Второй сын Московского князя Даниила Александровича. Прозвище «Калита», по одной из версий, он получил за своё богатство и щедрость, по другой версии – за скопидомство и стяжательство (калита – небольшая поясная денежная сумка).

 

Архангельский собор. Вид торцов надгробий Великого князя Ивана Даниловича Калиты, Симеона Ивановича Гордого (1316–1353) и князя Георгия Васильевича (1533–1563). Фотография К.А. Фишера, 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Фото с сайта: http://commons.wikimedia.org/

В 1486 году немецкий рыцарь Поппель попал в Москву. Вид столицы неведомого Московского государства поразил его как политическое и географическое открытие. На католическом Западе тогда знали о Руси Польско-Литовской, а многие даже не подозревали о существования еще и Руси Московской. Поппель рассказал германскому императору Фридриху III, что за Польско-Литовской Русью есть еще другая Русь – Московская, независимая ни от Польши, ни от татар, государь которой будет, пожалуй, посильнее и побогаче самого короля польского. Император послал Поппеля в Москву просить у Ивана руки одной из его дочерей для своего племянника и в вознаграждение за это предложить московскому князю королевский титул. Иван поблагодарил, но в ответ велел сказать послу: «А что ты нам говорил о королевстве, то мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы. Молим Бога, чтобы нам и детям нашим дал до века так быть, как мы теперь государи на своей земле, а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».

Москва при Иване Калите. Фото с сайта: http://f-lite.ru/

Великий князь Московский Иван III. Фото с сайта: http://900igr.net/

Герберштейн, наблюдавший Москву при сыне Ивана III Василии, замечал, что этот великий князь Василий Иванович завершил то, что начал его отец. Властью своею над подданными Василий превосходит едва ли не всех монархов на свете. В Москве про великого князя говорили: «Воля государева – Божия воля, государь – исполнитель воли Божией». Когда москвичей спрашивали о каком-нибудь неизвестном им или сомнительном деле, они отвечали: «Мы того не знаем, знает то Бог да великий государь». Ко времени Василиева, преемника Ивана III, в Москве был готов кодекс политических, нравственных и экономических понятий, которым потом долго жила Московская Русь.

За 100 лет заурядное Московское княжество, благодаря ловкости московских князей, превратилось в Великое княжество Московское, окрепло, приступило к расширению путем подчинения соседних княжеств. А после их подчинения стало способно противостоять Польско-Литовсой унии и начало военные действия с ней под предлогом освобождения древних руссих земель и освобождения православных людей, угнетаемых в католической Литве.

В то время Великое Литовское княжество, по существу, было Литвской Русью, в которую входили потомки балтов, крещенные в православие. В начале военных действий Литовская Русь была сильнее и богаче Московской Руси. Но тем не менее московиты теснили литовцев.

По-моему, причин этому было две: 1 – литовский князь сделал ошибку, когда позволил иезуитам крестить литовцев в католичество в то время, как большая часть его подданных были уже давно православными и считали себя русскими; 2 – демократические принципы государственного устройства Литвы и особенно Польши для принятия быстрых и своевременных военных решений были в принципе непригодны. В Московии в то время была твердая установка на православие и противостояние католицизму, высока была и централизация власти, что для большинства народа было благом, так как под сильной рукой монарха бояре и князьки прекратили междоусобые войны друг с другом и работали во благо державы.

Кремль при Иване Третьем. Фото с сайта: http://do2.gendocs.ru/docs/index-415716.html

Герб Новгорода на Ильмене. Еще до того, как медведь официально появился на гербах российских городов, его изображение украшало главную государственную печать царя Ивана Грозного. В 1672 году первые «медвежьи гербы» российских городов (Новгорода, Ярославля и Перми) были утверждены знаменитым «Титулярником» – первым сводом геральдических знаков. Кстати, уже тогда обратили внимание, что «медвежьи гербы» взяли себе земли окраинные, далекие и преимущественно северные. Не отсюда ли пошло знаменитое выражение «медвежий угол»? Все рис. гербов с сайта: http://fs.nashaucheba.ru

Герб Старой Русы.

А так, по всей вероятности, выглядел герб Галиджии до того, как она была включена в состав древней Руси. На гербе сокол – рарег.


Источники использованной информации

Алексеев Л.В. Полоцкая земля. – М.: Наука, 1966. – 295 с.

Бычков А. Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы. – М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. – 443 с.

Голубев С.А., Миронов В.Б. Битвы цивилизаций. Русь между Югом, Востоком и Западом. – М.: Вече, 2009. – 768 с.

Гумилев Л.Н. Бросок химеры (899–944) // Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль., 1989. – 766 с.

Зелев А. Экономика Хазарского каганата. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.proza.ru/2008/08/30/111

История Кревского замка. Информация с сайта: http://palac.by и текстов экскурсий А.Г. Варрава. http://turbina.ru/blogs/view/Istoriya-Krevskogo-zamka-Tchast-2-o-knyazyakh-i-podzemelyakh-72141/?feed=1

Карамзин Н. М. История государства Российского. От VI века до начала XVI века. Репринт. изд. (1842–1844) в 3-x книгах. – М.: Изд-во АСТ, 2008. – 831 с.

Малянов Д. Евреи прибыли с Кавказа. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.gazeta.ru/science/2013/01/17_a_4930173.shtml

Мосин О.В. Древнейшие поселения Калужской области // Журнал "Самиздат". Электронный ресурс. Адрес доступа: http://samlib.ru/o/oleg_w_m/cdocumentsandsettingsolegmoidokumentydrevnostrtf.shtml

Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна Верхней и Средней Оки в IX–XIII вв. – М: Наука, 1981. – 296 с.

Седов В.В. Кривичи // Советская археология. 1960. № 1. С. 47–62. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://suzhdenia.ruspole.info/node/3641

Седов В.В. Восточные славяне в VI–XII вв. – М: Наука, 1982. – 328 с. (серия Археология СССР с древнейших времён до средневековья, том 14).

Седов В.В. Славяне в древности. – М: Институт археологии Росс. Академии наук, 1994. – 344 с.

Татищев В.Н. История Российская. – М.: АСТ, 1964. Т. 3. – 309 с.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М: Наука, 1994. – 274 с.

Якобий П.И. Вятичи Орловской губернии. – С-Петербург: Типо-Литография "Герольд", 1907. – 289 с. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1574469