Роль балтов (колбягов), угрофинов, варягов русов, хазар и волжских болгар в становлении и истории России
А. В. Галанин © 2014
Введение
История Руси во всех учебниках обычно начинается с Рюрика с братьями Синеусом и Трувором, которые, согласно летописи, были в IX веке приглашены править в город Ладогу. А поскольку они были варягами русами, то и государство стало Русью. Но этот летописный факт не что иное как легенда, передававшаяся вначале устно не менее 200 лет и только потом записанная монахом в летопись, причем записанная, скорее всего, в Кыеве. Но так уж красиво и убедительно монах описал "Откуда есть пошла Русь и кто в Кыеве первее править начал", что все поверили. С той поры Кыев слывет матерью городов Русских, а Кыевская Русь – началом Руси-России.
А ведь Рюрик с братьями и воинами прибыли не в Кыев, а в Ладогу, Белозеро и Холмгард, затем сделали столицей своего государства Новгород на Ильмене, и только после этого Олег захватил власть в Кыеве, вероломно убив Кыевского князя. Сомневаюсь даже, что государство со столицей сначала в Ладоге, а затем в Новгороде на Ильмене называлось Русью.
История России – это не только история русских, но в равной степени и других этносов и государств, которые предшествовали, а потом так или иначе вошли в состав России, участвовали в ее становлении и развитии. От острой вражды до полной комплиментарности изменялись отношения между разными этносами. Но история России должна включать историю всех этих этносов и субэтносов, не умалять историю татар, хазар, волжских болгар, калмыков, якутов и т.д.
В конце I тысячелетия и в первые века новой эры на юге Скандинавии, а скорее всего, на острове Готланд в Балтийском море сформировался этнос готы, которые позднее высадились на южное побережье Балтийского моря и, будучи высоко пассионарны, сильно потеснили здесь гепидов. При этом часть гепидов, вероятно, ассимилировала с готами, а другая часть, не утратившая пассионарности, ушла на восток. Возможно, братья Вятко и Радим и были гепидами, не покорившимися готам. (Использована информация из книги "Monumenta inedita rerum Germanorum". Westphalen Ernest Joachim; Lepsiae, 1740). Обратите внимание на трезубец – символы власти у гота и булаву у гепида.
|
Гравюра из "Всемирной хроники" Г. Шеделя. Корабли плывут в "Белорусском море". После таяния Скандинавского ледника уровень моря еще долгое время был выше современного.
|
Историк Л. В. Алексеев в книге «Полоцкая земля» (Москва, 1966) писал: «Современные данные археологии и топонимики показывают, что в эпоху раннего железа Восточную Европу населяло три крупных группы племен. Первая, ирано-язычная, занимала Крымский полуостров, Кубань, Нижний Дон, Нижний Днепр и доходила на севере до водораздела Сейма, Десны и Оки… Вторая, финно-язычная группа, охватывала все Верхнее Поволжье, бассейн Средней и Нижней Оки, на западе доходила до озера Эзель и оставила так называемую Дьяковскую культуру. Третья, балто-язычная, охватывала все Верхнее Поднепровье (включая Киев, правобережье Сейма, верхнюю Оку) и уходила на запад в Прибалтику». «Топонимика это полностью подтверждает», – констатирует российский историк Алексей Бычков в книге «Киевская Русь. Страна, которой никогда не было? » (Москва, 2005).
Здесь неизбежно должны были возникнуть три этнически разных государства: страна балтов, страна финнов и страна сарматов (этнических иранцев). По этой причине и возникли три разных государства – Литва (Беларусь) на основе этнических балтов, Московия (Россия) на основе этнических финнов и Сарматия (Украина) на основе этнических иранцев.
В последние два десятилетия все большее количество исследователей усомнились в том, что по южному берегу Балтийского моря жили так называемы славяне (полабские славяне). Это были не славяне, а балты: вагры, хижане, бодричи, варны, доленчане, поморяне, колбяги и др. |
Восточные славянские племена – это также устойчивый миф, созданный для оправдания экспансии в X–XIII вв. крещенной Киевской Руси на Запад. Думаю, что тогда даже единого древнерусского языка не существовало. Перед этим, вероятно, начиная с начала новой эры, происходило вытеснение балтов с берегов Балтийского моря и расселение их на восток и северо-восток. На северо-восток продвигались племена кривичей, которые ассимилировали некое аборигенное население в бвссейне Западной Двины и верхней Волги. Через верховья Немана и верховья Днепра, вдоль Оки на восток шло расселение другой группы балтов: дулебов, дреговичей, радимичей, северян, вятичей. Впоследствии монахи летописцы кыевские всех их запишут в славяне. |
«Бяста бо два брата в лесах: Радим, а другий Вятко; и пришедше седоста, Радим на Сьжю, прозвашася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи» (Лейбов, http://merjamaa.ru/news/verkhneokskaja_merja_i_strana_vjatichej/2011-04-18-228).
|
Думаю, что в VII–VIII веках на этой территории разных этносов и племен было больше, чем обозначено на карте слева. Некоторые из них разговаривали на сходных языках и могли понимать друг друга без переводчика, языки других были совершенно непохожи.
Обращаю внимание на то, что никаких русских, или русов на этой карте нет, а вот в IX веке они появились в Ладоге и на Белозере, а в X веке уже существовало древнерусское государство, в состав которого вошли очень многие этносы и племена Восточной Европы.
Совершенным чудом кажется утверждение, что всего за 100 лет этнос русов смог подчинить себе столько племен и создать свое государство – Русь. О чем-то в этом вопросе историки не договаривают, что-то скрывают, на что-то не обращают внимания.
В своих прежних работах по истории Северной Руси я предложил гипотезу о прародине русов на Белом море и о их постепенном продвижении по рекам и озерам на юг. Это были варяги-русы. Они создали государство Биармию, в состав которого вошло несколько племен угрофинов и племя варягов-русов.
В IX–X веках варяги-русы расширили зону своего влияния сначала на территорию верхней Волги, затем на бассейн Оки и верхнего Днепра.
Варяги-русы не были никакими викингами, они – более древние мореходы, чем викинги норвежцы, викинги датчане и викинги шведы. Предки варягов-русов ходили по морям Арктики еще тогда, когда Скандинавия и ложе Балтийского и Белого моря были заняты огромным ледником. |
Справа на рис.: Истоки Древней Руси. Из этих государств и этносов формировалась Древняя Русь. Стрелками показаны миграции этносов: торговля, завоевания, переселения из-за изменений климата и нашествий чужеземцев. Схема А.В. Галанина
До образования Древнерусского государства на месте Руси, по всей вероятности, существовали вот такие (см. рис. справа) государства и протогосударства. О них мало информации, но она имеется, в том числе и в летописях и записях купцов IX–XII вв. В основном эти документы оставлены арабами и волжскими болгарами. Я не настаиваю на точности проведения границ обозначенных здесь государств. Галиджия – название, которое этому государству дали в Волжской Булгарии. Европейцы государство Галиджию называли Гардарикой. Государство Биармия из многочисленных угро-финских племен создали беломорские варяги-русы. Волжскую Булгарию создали мигрировавшие сюда с юга болгары, которых потеснили в свое время хазары. Артания – государство, созданное угрофинскими народами в междуречье верхней Волги и Оки. Полагаю, что Артания то находилась в зависимости то от Волжской Булгарии, то освобождалась от этой зависимости. Возможно, что и хазарские евреи имели здесь свои фактории и влияли на государственность. |
|
Вятичи и радимичи
Летописец Нестор описывал нравы и обычаи вятичей, радимичей и северян так: "Радимичи, вятичи, северяне имели одинаковый обычай: жили в лесах, как звери, ели все нечистое, срамословье было у них пред отцами и снохами; браков не было у них, но были игрища между селами. Сходились на игрища, на плясанья и на все бесовские игрища и тут умыкали себе жену, с которою кто сговаривался; имели по две и по три жены. Когда кто умирал, сперва творили над ним тризну, устраивали великую кладу (костер) и, положив мертвеца на кладу, поджигали; затем, собрав кости, клали их в небольшую посудину, которую ставили на столбе при дорогах, что делают вятичи и теперь. Этих же обычаев держались кривичи и другие язычники, не зная закона Божья, но сами себе творя закон". Было это писано не позднее 1110 г., когда в Кыеве утвердилось православие и церковники обличали язычников, погрязших с их точки зрения в "невежестве".
Курганы (захоронения вятичей). Археологические изыскания говорят, что Нестор был не прав. Только в районе нынешней Москвы исследовано более 70 групп курганов, относящихся к XI–XIII векам. Они представляют собой холмики высотой 1,5–2 метра.
|
В них археологи обнаружили наряду с останками мужчин, женщин и детей следы тризны: угли от костра, кости животных, разбитую посуду: железные ножи, металлические пряжки от поясов, глиняные горшки, конские удила, орудия труда – серпы, кресала, скобели и т.д. Женщин хоронили в праздничном уборе: бронзовые или серебряные семилопастные височные кольца, ожерелья из хрустальных и сердоликовых бус, разнообразные браслеты и перстни. В погребениях были обнаружены остатки тканей как местного производства – льняных и шерстяных, так и шелковых, привезенных с Востока.
|
Земля вятичей славилась обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5–10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5–6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами.
Украшения вятичей XII–XIII из подмосковных курганов Бессониха и Пузиково. |
Украшения из курганов радимичей из Брянской губернии. |
У вятичей имелись мастерские металлургов, кузни, слесари, ювелиры, гончары, камнерезы. Металлургия основывалась на местном сырье – болотных и луговых рудах. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, амулеты и т.д.
Вятичи торговали с арабским миром, они шли по Оке, Волге, Дону и далее по Каспийскому морю. В начале XI века они торговали с Западной Европой.
|
Вятичи торговали с Византией, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуду, браслеты.
Судя по археологическим источникам, вятические городища и селища VIII–Х вв. и тем более XI–XII вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел и торгового обмена. Среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями, городища. По-видимому, эти остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края. (Использована информация с сайта: http://www.refsru.com/referat-2673-1.html).
|
В 1893 г. Павел Иванович Якобий (1842–1913) показал очень резкое различие по некоторым психическим расстройствам в разных уездах Орловской области. На основании своих наблюдений и результатов исследований он пришел к выводу о том, что в центральных уездах Орловской губернии проживает этнически финское население, которое как бы зажато с двух сторон двумя другими этносами.
Бросается в глаза резкое отличие между "западным" и "центральным" этносами на территории Орловской губернии. Граница этих этносов примерно совпадает с границей Восточноевропейской возвышенности и с сегодняшней границей Орловской и Брянской областей. Восточная же граница этого этноса размыта. Так как эти места близко совпадают с местами, где, согласно летописям, обитали легендарные и воинственные вятичи,
Павел Иванович ошибочно посчитал вятичей угро-финнами, а не балтами. По мнению Т.Н. Алексеевой, вятичи были узколицими людьми (использована информация с сайта: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1574469).
Как отдельное племя балтов вятичи которые потеряли свою независимость в 1146–1147 гг. Святослав без тени сомнения считал район верхней Оки колыбелью и центром вятичской земли – территорией Черниговского княжества. Вятичи в это время уже были расколоты: вятичи Козельска поддерживали Святослава Ольговича, а вятичи Дедославля поддерживали его противников. Видимо, решающие столкновения произошли в 20–30 годы XII века, и тогда вятичи потерпели поражение. На северо-востоке, по среднему течению Москвы-реки в это время безраздельно господствуют суздальские князья. В конце XI века летописи перестают упоминать вятичей как существующее племя.
Земля вятичей разделяется между Черниговским, Смоленским, Суздальским и Рязанским княжествами. Вятичи входят в состав Древнерусского государства. В XIV веке вятичи окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются (использована информация с сайта: http://www.kazedu.kz/referat/96203). |
Крепость вятичей. Реконструкция оборонительного вала, укреплений городского посада, и крепостной стены. Рис. с сайта: http://www.kaluga-poisk.ru/ |
Князь кыевский Владимир идет в поход на вятичей. Фото с сайта: http://merjamaa.ucoz.ru
|
Вятичско-голядское городище Подборки. Калужская область. Фото с сайта: http://merjamaa.ucoz.ru
|
Предки Сергея Есенина наверняка были вятичами или радимичами. Фото с сайта:
http://img1.liveinternet.ru |
Интересные находки культуры вятичей были найдены в Калужской обл. по р. Луже в бассейне р. Оки. Этот район был хорошо обжит еще с эпохи неолита, здесь найдены неолитические стоянки в районе Жарки-Карово недалеко от бывшей деревни Воронино и в районе деревни Коврово, Брагинское городище и селище. В конце II – начале I тысячелетия до н. э. сюда пришел "железный век", хотя главным занятием людей здесь, по-видимому, оставалось скотоводство. Но они научились изготавливать железо из самородной руды, а освоение железа давало возможность людям вырубать леса и кустарники, освобождая все большие площади для лугов и пастбищ, а также строить жилища из бревен. Ранние памятники этой эпохи относятся к VIII–VII вв. до н.э. до первых вв. н.э.
В 60-х годах позапрошлого века русский археолог Д. Я. Самоквасов при раскопках у села Дьяково на южной окраине Москвы (теперь оно в черте Москвы) нашел первые клады "раннежелезного века" на так называемом Чертовом городище. Этот древний памятник имеет форму пирамидально возвышающегося холма с остатками вала и древним рвом. Любопытно, что среди найденных здесь культурных предметов оказались также изогнутые и поломанные гривны и браслеты, по-видимому, предназначенные для переплавки, а также каменная литейная форма. Последнее свидетельствовало, что украшения изготовлялись древними мастерами на самом городище. |
Раскопки Д. Я. Самоквасова и его последователей показали, что городище у села Дьяково относится к эпохе, когда люди начали добывать и обрабатывать железо, научились делать железные орудия, отливать украшения из металла, образцы которого сохранились в "Дьяковском кладе". По этому памятнику вся археологическая культура эпохи "раннего железа" в междуречье Оки и Волги стала именоваться Дьяковской. Археологи датируют этот период в Калужской области VII в. до н. э. – VI–VII вв. н. э. Один из таких ярких памятников – Певкин бугор – расположен в долине Оки под селом Желоховом. Раскопки, произведенные в нем в 1936 году, показали, что здесь также находилось селище людей "дьяковской культуры". Интересно, что и бугор на реке Ить на левом берегу Волги тоже имеет сходное название – "Поющий курган". Почему поющий, никто уже не помнит. Скорее всего, на таких курганах в день поминания предков люди дьяковской культуры распевали песни. (использована информация с сайта: http://www.serebryano.ru/drevn_poselenia_kalujskoi_obl.htm) |
Верховья Оки. На переднем плане курганы вятичей. Возможно, здесь находилось их городище. Фото с сайта: http://merjamaa.ucoz.ru |
Кривичи
Главные города кривичей в XI–XII вв. – Смоленск, Полоцк, Изборск, а территория, занятая тогда кривичами – это смоленская и полоцкая земля – Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть в Новгородских владениях и в Тверском княжестве (использована информация с сайта: http://icrt.ru/plemena/krivichi/). В отличие от вятичей, кривичи тела своих умерших клали в вытянутые курганы-могильники. Причем у одного рода, скорее всего, был один такой курган, в который они добавляли новых умерших, наращивая курган в длину.
Прародиной кривичей считается территория балтийского побережья Польши, откуда сначала кривичи пришли на Псковщину (культура псковских длинных курганов, VI век), а затем двинулись на юг и заселили теперешние территории Белоруссии, Смоленщины, Тверской области вплоть до Волги. Активные перемещения кривичей происходили в VI–VII веках, а начались и того раньше. Полочане – часть кривичей, заселявшие в IX веке территорию современной Витебской и север Минской области.
Для кривичей был характерен высокий рост, долихоцефалия, узкое лицо, выступающий волнистый нос, очерченный подбородок – тип, характерный для валдайского населения русского народа (использована информация с сайта: http://icrt.ru/plemena/krivichi/). |
Северные кривичи, скорее всего, и создали Галиджию, ставшую позднее Новгородской Русью. Западные кривичи создали Полоцк, а южные – Гнездово (позднее ставшее Смоленском), включенные в состав древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. В латышском языке и по сей день русских называют кривичами, Россию – Кревией, а Беларусь – Балткревией.
Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами-русами. Византийский император Константин VII Багрянородный говорит о том, что кривичи делают лодки, на которых русы ходят в Царьград. Считается, что последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем. В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз под 1128 г., а полоцкие князья названы кривичскими под 1140 и 1162 годами. После этого кривичи не упоминаются в древнерусских летописях. Однако племенное имя кривичи употреблялось в иностранных источниках вплоть до конца XVII века. |
Кривичи и вятичи приняли активное участие в колонизации восточных земель, где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры. Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Вместе с дреговичами, радимичами и некоторыми балтийскими племенами эта ветвь кривичей составила основу белорусского этноса.
Кривичи, реконструкции по черепам.
|
Представитель коренного угро-финского населения бассейна Оки и верхней Волги. Вероятно, частично оно было поглощено кривичами и вятичами.
|
Отличительная особенность погребений кривичей – длинные курганы в виде валообразных земляных насыпей. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает археологические памятники лесной полосы Польши. Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки).
Камень Чашечник в мегалитическом комплексе Чертово Городище, Калужская область. Фото с сайта: http://merjamaa.ucoz.ru
|
Формы для разлива металла на реке Ить в Ярославской области (левобережье Волги). Фото А. Сосина
|
Формы для разлива металла на реке Ить в Ярославской области (левобережье Волги). Фото А. Сосина
|
"Поющий холм" на реке Ить в Ярославской области (левобережье Волги). Фото А. Сосина
|
Интересные данные о распространении древних балтов можно получить, изучая типы домов (типы крыш) в современной сельской России и сопределельных государствах. В характере домов до сих пор сохранились следы материальной культуры разных этносов. Об основных традиционных типах домов на Руси я уже писал в своих предыдущих публикациях. Вероятно, каждый крупный этнос имел традицию организации одного типа жилой постройки с определенным типом крышы, так как каждый тип дома имеет четкий географический ареал. Этот ареал может построить любой читатель этой статьи с любым уровнем подробности, имея только выход в интернет. К сожалению, в современной России новые дома строятся часто без учета традиции, особенно последнее десятилетие, тем не менее (и весьма удивительно) вычерчиваемые по интернет-данным границы ареалов получаются очень четкими. Однако мы осознаем, что пройдет еще 20–30 лет – и эти ареалы будут размытыми, а традиционные типы домов уйдут в вечность и сменятся какими-то вариантами универсального нового дизайна. Поэтому исследования архитектуры домов уходящей сельской России очень важны и актуальны.
|
Слева изображена карта распространения домов кривичского типа, соответствующая распространению балтов. Оранжевым цветом показан ареал домов условно радимичского стиля, зеленым цветом – условно кривичского стиля.
Разумеется, выявленные границы требуют дальнейшего уточнения. Карта составлена А.В. Беликович по статистическим данным. Для выявления ареалов взяты данные о продаже домов с основных риэлтерских сайтов http://www.avito.ru и http://www.slando.ru по Белоруссии, Украине, а также Курской, Брянской, Белгородской, Калужской, Смоленской, Орловской, Тульской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Тверской, Рязанской, Ярославской, Псковской, Новгородской, Владимирской областей РФ. По Литве брались данные с сайтов: http://www.baltestate.lt/; http://xenig.com/ru/realestate/.
По всем административным регионам брались данные на первых 10 страницах риэлтерских предложений (1000 домов), "срез" проведен в середине февраля 2014 г. Использованы только предложения с четкими фотографиями домов. По фотографиям дома разделялись на 5 типов:
- 1) русский дом (трехскатный со светелкой),
- 2) словенский, или новгородский дом (обычный двускатный),
- 3) условно кривичский дом (трескатный или четырехскатный со маленьким окошком для освещения чердака),
- 4) условно радимичский дом (двускатный со скошенной крышей),
- 5) кыпчакский дом (квадратный с четырехскатной крышей).
|
При этом четко выделились области с преимущественным распространением какого-либо типа домов (одного или двух). Только одна область – Тверская – имела приблизительно равное между первыми 4 типами домов распределение. Доля новгородских домов была приблизительно равная по всем исследованным областям, снижаясь к югу и замещаясь кыпчакскими домами, однако к северу она резко увеличивалась, а в Псковской, Новгородской областях достигала 100%.
В западной и центральной части России четко выявилось существование двух типов домов, которые мы назвали условно кривичским и условно радимичским. Сейчас трудно сказать, какому этносу приндлежал тот или иной тип дома, потому что возникли они, скорее всего, в VII–X веках. Тем не менее оба ареала во многом совпадают (слева на карте нанесены все точки встречи дома кривичского и радимичского типов), хотя, например, в Тамбовской области преимущественное распространение получает радимичский дом, он встречается и дальше на запад в Саратовской и Пензенской областях. Вот как выглядят эти два типа древне-балтских домов:
Такой дом мы называем домом условно кривичского стиля. Он имеет трехскатную крышу с небольшим слуховым окошком в торце. Смоленская обл., д. Стодолище.
|
Такой дом мы называем домом условно радимичского стиля. Он имеет двускатную крышу, но сбоку обязательно пристрой, крыша над которым "накладывается" на один скат, делая фронтон асимметричным. Тверская область, г. Нелидово.
|
Стропила в домах кривичского и радимичского типа крепятся на стенах, поэтому карнизы в таких домах отсутствуют, в отличие от "русского" дома. |
Дом в кривичском стиле с четырехскатной крышей в Смоленской области.
Следует сказать, что в пределах былого ареала распространения домов кривичского и радимичского типа сегодня осталось совсем немного. Этому способствовали в значительной мере разрушительные войны и то, что эти стили на территории современной России появились значительно раньше, чем, например, русский стиль дома на территории Владимирско-Московской Руси. |
Древние литовские дома строились в кривичском стиле. Это музей под открытым небом.
|
Дома в кривичском стиле бывают как трехскатные, так и четырехскатные. Деревня Ложкино Смоленской области. Фото с сайта: http://lozhkino.ru
|
Чтобы не быть голословными, приведу еще несколько домов этих стилей, повторяющихся регулярно. Заметим, что западнее, севернее и южнее ареалов своего распространения такие дома практически не встречаются. Но они могут единично встречаться в Сибири и на Дальнем Востоке, маркируя место, откуда приехали построившие их переселенцы. Все фотографии взяты в основном с риэлтерского сайта http://www.avito.ru, в других случае авторство указано.
Дом с четырехскатной крышей в кривичском стиле в Смоленской области.
|
Дом в кривичском стиле в деревне Юсино Тверской области в Кувшиновском районе. Фото с сайта: http://www.tvermetr.ru/
|
Ярославская обл., дом пятистенок в п. Брейтово. Стиль крыши кривичский, но все остальное сделано по-русски. Фото А.Н. Орлова
|
Ярославская обл., дом в кривичском стиле в с. Калистово. Фото А.Н. Орлова
|
Дом в кривичском стиле в Украине, Черниговская область, село Бобровица
|
Дом в кривичском стиле в Украине, Черниговская область, Козелецкий район, село Тарасов
|
Дом в кривичском стиле в Украине, город Сумы
|
Дом в кривичском стиле в Тамбовской области, село Донское
|
Дом в кривичском стиле в Псковской области, Бежаницкий район, деревня Дворцы
|
Дом в кривичском стиле в Брянской области, г. Брянск
|
|
Иногда можно встретить дома в смешанном русско-кривичском стиле, у которых есть и оконца под коньком как у кривичских домов, но иеются и светелки, как у русских. Такие дома встречаются в восточной части ареала расселения кривичей. Тверская область. Фото с сайта: http://www.tver-domopark.ru/
|
Таким образом, мы видим у кривичей трехскатную или четырехскатную крышу с особой конструкцией окна или отверстия под коньком. Такой тип дома отличается от русского типа тем, что нет светелки, а стропила лежат на стенах, и карниза в кривичских домах нет. Географию домов кривичского типа следует тщательно изучить этнографам как можно быстрее, так как вскоре произойдет их полное исчезновение и замена нелепыми коттеджами, построенными в "никаком" стиле. Ниже приведем варианты домов условно радимичского стиля, которые также встречаются с завидной регулярностью.
Беларусь, Витебская область, Поставский р-н, деревня Лынтупы
|
Беларусь, Минская область, р-н Молодечно, деревня Крыжовка
|
Беларусь, город Могилев
|
Брянская область, с. Сельцо
|
Владимирская область, Кольчугинский р-н, поселок Слобода
|
Тульская область, поселок Донской
|
Надеюсь, молодые географы и историки смогут провести более подробно исследование типов домов в России, тщательно вычертить ареалы их распространения, пока они совсем не растворились в потоке новых построек. Эта работа может иметь большое историческое значение, так как структура жилища является одной из сакральных ценностей этноса, глубинным стержнем организации его ментальности.
Вот в таком доме типично кривичского стиля в деревне Клушино Смоленской области, неподалеку от г. Гжатск (ныне г. Гагарин), родился 9 марта 1934 г. Юрий Алексеевич Гагарин. В нем он провел свое детство. По своему внешнему облику Ю. Гагарин – типичный вятич
|
|
Источники использованной информации
Алексеев Л.В. Полоцкая земля. – М.: Наука, 1966. – 295 с.
Бычков А. Киевская Русь. Страна, которой никогда не было?: легенды и мифы. – М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. – 443 с.
Голубев С.А., Миронов В.Б. Битвы цивилизаций. Русь между Югом, Востоком и Западом. – М.: Вече, 2009. – 768 с.
Гумилев Л.Н. Бросок химеры (899–944) // Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль., 1989. – 766 с.
Зелев А. Экономика Хазарского каганата. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.proza.ru/2008/08/30/111
История Кревского замка. Информация с сайта: http://palac.by и текстов экскурсий А.Г. Варрава. http://turbina.ru/blogs/view/Istoriya-Krevskogo-zamka-Tchast-2-o-knyazyakh-i-podzemelyakh-72141/?feed=1
Карамзин Н. М. История государства Российского. От VI века до начала XVI века. Репринт. изд. (1842–1844) в 3-x книгах. – М.: Изд-во АСТ, 2008. – 831 с.
Малянов Д. Евреи прибыли с Кавказа. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://www.gazeta.ru/science/2013/01/17_a_4930173.shtml
Мосин О.В. Древнейшие поселения Калужской области // Журнал "Самиздат". Электронный ресурс. Адрес доступа: http://samlib.ru/o/oleg_w_m/cdocumentsandsettingsolegmoidokumentydrevnostrtf.shtml
Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна Верхней и Средней Оки в IX–XIII вв. – М: Наука, 1981. – 296 с.
Седов В.В. Кривичи // Советская археология. 1960. № 1. С. 47–62. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://suzhdenia.ruspole.info/node/3641
Седов В.В. Восточные славяне в VI–XII вв. – М: Наука, 1982. – 328 с. (серия Археология СССР с древнейших времён до средневековья, том 14).
Седов В.В. Славяне в древности. – М: Институт археологии Росс. Академии наук, 1994. – 344 с.
Татищев В.Н. История Российская. – М.: АСТ, 1964. Т. 3. – 309 с.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М: Наука, 1994. – 274 с.
Якобий П.И. Вятичи Орловской губернии. – С-Петербург: Типо-Литография "Герольд", 1907. – 289 с. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1574469
|