Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Атяшево – ставка Аттилы

Александр Черницкий © 2013

 

Часть I. Как хунну стали гуннами

Карта Атяшевского района с сайта:  http://www.gidrm.ru/doc_2930.html

Наверное, всякого, родившегося и проведшего юность в райцентре Атяшево, интересовало происхождение названия этого поселка. Заложен он был в 1894 году в связи со строительством Московско-Казанской железной дороги – в 80 км северо-восточнее Саранска, близ села Атяшева. Но отчего село, расположенное почти в географическом центре Евразии, носит такое название?

Познакомимся с людьми, в древности населявшими места, где живут современные атяшевцы. Так, предков мокшан (мордовский народ состоит из эрзян и мокшан, а в мордву их всех условно объединили русские) упоминал еще 2500 лет назад выдающийся древнегреческий историк Геродот Галикарнасский. По его мнению, в ходе завоевания этих мест (где тогда главенствовали скифы) сарматами, последние ненадолго сделали часть мокши своими данниками.

Несомненно, эрзяне и мокшане – древнейшее, автохтонное население Волго-Окского междуречья. До монголо-татарского завоевания мокшане, эрзяне и «подтянувшиеся к ним» славяне из ослабевшей Киевской Руси веками были реальными хозяевами этих мест и редко впадали в зависимость от воинственных пришельцев. Незваные гости приходили и уходили, а законные владельцы оставались.

Самое любопытное, на наш взгляд, происходило тогда, когда в Волго-Окское междуречье пришли кочевники-хунну, веками отступавшие с Великого шелкового пути под давлением китайцев. В I веке новой эры хунну обрели, казалось, новую родину близ Аральского моря (ныне юг Казахстана), за 4000 км от своей былой родины – Ордоса, образованный колоссальной излучиной Хуанхэ – Желтой реки. В ту пору Ордос был богат пастбищами, а ныне превратился в полупустыню, входит в состав Китая и справедливо считается прародиной тюрков (вероятно, хунну были первыми из них).

Хунну продолжали разбойничать на караванных путях, но после ряда сокрушительных поражений от китайцев бежали из Ордоса за Хуанхэ – лишь река спасла их от истребления. А великий объединитель Китая император Цинь Ши хуанди решил навсегда обезопасить северные рубежи своей империи и повелел обнести ее стеной от Желтого моря до Тибета. В течение десяти лет круглые сутки в две смены здесь трудились два миллиона человек: ничего подобного ни до, ни после не знало человечество. Великая китайская стена первоначальной длиной 6000 км устремилась одновременно на запад и восток, разрезав Ордос надвое (вследствие позднейших достроек длина стены достигла 8851,8 км).

Хунну бежали на север. Увы, даже в Аральском регионе они мешали китайцам, и ряд сокрушительных поражений вынудил основную массу кочевников свернуть свои шатры: китайцы вторично лишили хунну родины. Правда, часть хунну признала власть китайского императора и обязалась охранять Китай подобно тому, как «варварские» племена стерегли границы Римской империи. Но основная масса народа, «заглянув» в Сибирь, двинула через пустыню к Каспийскому морю.

Наконец они разбили стойбища в Поволжье: по душе пришелся степнякам тамошний климат, бывший тогда заметно мягче сегодняшнего. Историк Лев Гумилев уверен, что пришельцы были приветливо встречены местными финно-уграми, во всяком случае, не осталось никаких свидетельств их взаимной вражды: «Двести лет прожили они в соседстве, и когда наступила пора дальних походов, на Европу двинулись не хунну и угры, а потомки и тех, и других, – гунны, превратившиеся в особый этнос».

Современная Мордовия с прилегающими регионами – родина гуннов, ни больше ни меньше! В ходе дальнейшей миграции части гуннов в западном направлении и «попутного» покорения ими аланов сформировалась огромная Гунния. В 375 году она уже простиралась от Поволжья до Причерноморья. Невообразимая орда, пыль от которой закрывала солнце, неудержимо надвигалась на границы Римской империи. То и дело в орду вливались сарматские и славянские племена.

Происходило то, что позднее назовут Великим переселением народов. Причерноморские славяне при подходе гуннов в страшной спешке оставляли свои поселки и искали спасения в глухих чащобах и болотах Полесья (область на Украине и в Белоруссии). Там, на берегах Понта Эвксинского, гунны с примкнувшими к ним мокшанами наголову разбили многочисленных готов и вторглись в Дакию и Паннонию – дунайские провинции Великого Рима. Даже после краха гуннов в Европе в V веке «материнская» часть их державы продолжала существовать и в VI, и в VII веках в качестве Поволжской Гуннии.

За 400 лет гуннское присутствие в Европе (в том числе в нашем Волго-Окском междуречье) не могло не отразиться в топонимике. Поэтому отважимся поделиться некоторыми итогами своих лингвистических изысканий, которые желающие вправе подтвердить либо опровергнуть. Задача в любом случае перед большими учеными стоит непростая, поскольку письменности не имели ни хунну, ни гунны. Уцелевшие слова гуннского языка – это по большей части титулы и имена, исковерканные китайскими, индийскими, персидскими, греческими, римскими авторами.

Точно так же, как сами хунну были прототюрками-протомонголами, их язык является прототюркским-протомонгольским. Из современных языков он ближе всего чувашскому – самому архаичному из всей тюркской группы, которую вообще-то делят на две ветви: западно-хуннскую и восточно-хуннскую. Неслучайно большой знаток тюркских этносов Гумилев намекал, что в чувашах наряду с угорскими генами течет кровь хунну, то бишь чуваши – хуннские потомки, тюркский элемент в которых позднее усилили протоболгары (булгары). Та же кровь течет и в венах эрзян с мокшанами.

Что ж, начнем ab ovo – со страны исхода. Плато Ордос прилегает с юга к современной Монголии, переходя далее в те самые предгорья Алтая, откуда век за веком в Европу уходили орда за ордой. Хунну были первыми, и слово «орда», породившее название «Ордос», разлетелось по всему миру из их языка. Полагаем, того же корня и хорошо известный на севере Мордовии райцентр Ардатов, который при гуннах, скорее всего, назывался Ордас (место «т» заняла «д»).

Подобная диссимиляция (расподобление) вполне характерна для русских заимствований, например, в латинском mars «s» сменилась на «т», и возникло слово «март». Выбор гуннами места на берегу реки Алатырь оценили по достоинству воеводы «тишайшего» Алексея Михайловича, когда заново заложили здесь город Ордатов; первая гласная сменится на «А» уже в XX веке.

Кстати, имелась в Мордовии и Ардатова на Вачорлее, которую мордва покинула из страха перед расправой за участие в разинщине; поселившиеся здесь русские назвали деревню более привычным для их ушей Вечерлеем. Никакого отношения эрзянский «Вачорлей» к русскому «вечеру», разумеется, не имеет, но таковы причуды народной этимологии.

Гуннские вожди нередко наведывались в Волго-Окские края, особенно в летнее время; неоднократно бывал здесь и гениальный Аттила (395–453). Впервые он совершил грандиозное путешествие по Гуннии еще в качестве наследного принца, в 413–421 годах (а править начал в 434-м). Как отмечает Мишель Луа в своей исторической книге-реконструкции Attila Mon Ami. Memoires d'Aetius («Аттила, мой друг. Вспоминания Аэция». Париж, 1997), реформы молодого гения позволили улучшить «связь между прикаспийскими степями и Дунаем, чтобы облегчить поставки продовольствия с востока на запад государства... Отныне ветчина и рис регулярно доставлялась из Азии до берегов Рейна».

Безусловно, для француженки Луа Поволжье – это уже Азия. На самом-то деле гунны кормили Европу свининой из нынешней Мордовии и ее окрестностей (рис, возможно, растили в своих среднеазиатских владениях, в то время куда более влажных, чем ныне). Дело в том, что условия для свиноводства в Поволжье близки к идеальным (ну, скажем, подобно тому, как на подошвах Анд вырастают отборные овцы): это еще Аттила понял. В Ульяновской области даже имеется свой... Ардатов, еще один бывший гуннский Ордос.

«Он организовал стратегические и административные центры вдоль главных дорог, помогал населению развивать сельское хозяйство и промышленность везде, где это было возможно, – продолжает профессор Луа рассказ о великом гунне. – Аттила наладил производство высококачественного вооружения с применением восточной и западной технологий».

В результате Аттила создал превосходное войско: «В вооружении гуннов находится все лучшее, что было у встречавшихся им народов. Они умело применяют тяжелые метательные орудия, производят панцирь на своих уральских заводах». Мощные сложносоставные луки хунну, которыми пользовались гунны, были признаны лучшим античным оружием, которым в конце концов прославленный римский полководец Флавий Аэций оснастил римские легионы.

В последний раз шаньюй Аттила посетил будущий райцентр Атяшево после своего блистательного вторжения в Италию весной 452 года. Уже к лету гунны захватили на Апеннинах все, что пожелали; оставался Рим. Но Аттила внял просьбам римского папы Льва и пощадил «вечный город». Обложив данью бездарного равеннского императора Валентиниана III (к этому времени именно Равенна была столицей Западной Римской империи), шаньюй увел свою конницу, чтобы присоединить к Гуннии Персию и Индию, против которых были заблаговременно брошены страшные всадники – гунны-эфталиты (так называемые белые гунны).

Однако участь Западной Римской империи была предрешена. Сорванные гуннами с насиженных мест племена – Великое переселение народов – вновь ворвались в Италию и навсегда покончили с властью римских императоров: вот к чему в итоге привела торговля китайскими шелками!
Лишь внезапная кончина Аттилы не позволила его замыслам сбыться в полной мере. Тем не менее, колено гуннов-эфталитов уже после преждевременной смерти Этцеля (это германизированная форма имени «Аттила»; также в Западной Европе его часто называли «Атли») сделало своими данниками и огромное Ново-Персидское царство – Сасанидский Иран, и Гуптскую державу, занимавшую ни много ни мало 1/3 бескрайнего Индостана.
Магия Аттилы, носившего в себе как хуннскую, так и мокшанскую кровь, продолжала работать десятилетиями спустя его смерти. Например, царя Михиракулу, возглавлявшего государство эфталитов в 502–530 годах, современные историки прямо называют «Аттилой для Индии».

 

Часть II. Лучшая торговая марка

Изображение Аттилы с сайта: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/99/Attila _Museum.JPG?uselang=ru

Так что же означает слово «Атяшево»? Заметим, что деревни с таким названием имеются также и к востоку от Мордовии – и в Челябинской области, и в Башкирии, и в Большеигнатовском районе самой нынешней Мордовии. Уж не дает ли эта информация оснований предполагать, что в старину существовали и другие одноименные населенные пункты, разные прочие Атяшево?

Полагаем, в эпоху «длинной воли» – наивысшей пассионарности – гуннов подобных одноименных поселений и правда было больше, гораздо больше. Сейчас вы все поймете! Пожалуй, даже школьники знают, что «ата» в тюркских языках – «отец». Общеизвестно также, что «il» – уменьшительный суффикс готского языка. Выходит, «Аттила» переводится как «Папаша» или «Батюшка» (сравните также латинский суффикс ul: caliga – сапог, caligula – сапожок).

Титул «шаньюй» означал «высочайший», то есть «пожизненный вождь». Слово сохранилось благодаря китайским (циньским и ханьским) источникам, однако «невооруженным ухом» слышно, что китайцы искромсали его на свой лад: «шань» по-китайски – «вершина», «Юй» – культурный герой китайской мифологии (согласно Большому мифологическому словарю А.М. Черницкого, спас людей от потопа, научил их рисоводству и пр.).

В современном татарском языке (извините, с чувашским у нас совсем туго) близкий смысл передается словом «юлбашчы» («вождь»): «юл» – направление, «баш» – голова. Подобно Ардатову (Ардас – Ордос), Атяшево пало жертвой позднейших финноугоризации (эрзянский и мокшанский языки относятся к финно-пермской подветви финно-угорских языков) и русификации.

Название древней ставки на месте Атяшево звучало, вероятно, близко к «Атюлбаш» – «Батюшка вождь». Во всяком случае, взаимная инверсия «б» и «в» в ту пору была широко распространена, например, древнегреческая буква ? звалась «бета» и обозначала звук «б», а в новогреческом языке это уже «вита» и, соответственно, звук «в». Аналогична и проблема еврейской ?, которая по сей день зовется в иврите одновременно и «бет», и «вет», и читается то «б», то «в» – в зависимости от других согласных, наполняющих слово.

По всей видимости, имя «Атяшево» гунны присваивали тем населенным пунктам, в которых великий шаньюй разворачивал свою ставку. Теперь понятно, отчего в эрзянском языке «атяшево» приобрело значения «первопредок» и «верховодец»? Не сомневаемся, что хунну – по мере превращения в гуннов – существенно влияли не только на этногенез народов Поволжья, но и на их языки. Сие значит, что и во многих русских течет кровь людей, которые за полтысячи лет противостояния китайцам превратились в непобедимых воинов.

«Наряду с татарами в великорусский этнос вошли угро-финские племена – реликтовые этносы северной части Русской равнины, – читаем у Гумилева в книге "Древняя Русь и Великая степь" (1989). – Одни из них, приняв православие, слились со славянскими [племенами] настолько, что забыли свои былые самоназвания. Таковы меря, мурома, голядь и заволоцкая чудь. Другие удержали имена своих предков: чуваши, черемисы (мари), вотяки (удмурты), мордва [так объединительно Гумилев называл эрзян и мокшан, хотя сами эти народы идентифицируют себя раздельно и мордвой ни себя, ни друг друга не называют], ижора, вепсы и другие, но это не мешало их контактам с русскими. Поскольку они жили в своих привычных ландшафтах, то есть "дома", их общения с великороссами следует назвать симбиозом, который тоже усложняет этническую систему и тем укрепляет ее».

«Изучение древних поселений и могильников мордвы устанавливает преемственную связь с более древними местными племенами Городецкой культуры (VII век до новой эры–V век новой эры), – сообщает Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия за 2006 год и последующие издания. – Эти связи прослеживаются в орудиях труда, типах жилища, технике изготовления гончарной посуды, украшениях».

Кроме того, начиная с 1940-х годов, в Атяшевском районе и близ самого райцентра, и у сел Алово, Андреевка, Дады, Лобаски, Тарасово, и в 18 км от Атяшево у деревни Козловки найдены многочисленные курганы так называемой Срубной культуры. Исследователи связывают их с ираноязычными племенами, появившимися здесь 3500 лет назад, однако известно, что гунны также отчасти принадлежали этой культуре, – хоронили в деревянных срубах, над которыми и насыпали курганы. Например, подобные гуннские могильники обнаружены в Забайкалье.

А еще ведь и Дьяковская культура характерна для Волго-Окского междуречья – неужто и среди ее представителей нет намеков на гуннов? Не пора ли наконец всерьез задуматься о «более древних местных племенах»? Кто эти люди, откуда взялись? Гумилев-то ясно указывает: «Именно Волга, замерзающая зимой, была дорогой угров и гуннов на север. Ту же роль в Зауралье играли Обь и Енисей».

Зачем же по-прежнему делать вид, будто наши края впервые познакомились с тюрками в лице татар? И, кстати, не являются ли ветвью гуннов загадочные буртасы, чей племенной союз неясного – пока! – этнического состава существовал в Поволжье в V–XI веках? А ведь «культура буртасов, по-видимому, оказала влияние на формирование культуры мишарей и мордвы», – сказано в упомянутой энциклопедии...

Не было под луной никого могущественней гениального шаньюя, из которого позднейшая европейская мифология слепила образ едва ли не самого дьявола! По свидетельству византийского дипломата-историка Приска Панийского, неоднократно бывавшего на пирах гуннов, их мудрый предводитель питался исключительно мясом, а особенно любил «импортную» ветчину из своих владений в Волго-Окском междуречье. Вдобавок тот же византийский историк отмечал, что среди ближайших сподвижников Аттилы было немало славян.

Чем сегодня славен райцентр Атяшево? Одноименной торговой маркой: мясоперерабатывающий комплекс (МПК) «Атяшевский» является градообразующим предприятием, от которого зависит благосостояние большинства семей всего Атяшевского района. К осени 2013 года на «Атяшевском» после реконструкции почти вчетверо вырастет производительность труда, и во столько же раз, соответственно, возрастет производство отборных колбас, мясных деликатесов и прочих «вкусностей».

И на каждой этикетке мы читаем: «Атяшево» – «Аттила» – «Батюшка». Недаром, ох и недаром наладили гунны экспорт атяшевской ветчины в Западную Европу, включая Римскую империю. Мордовия с прилегающими регионами – идеальное место для свиноводства, и огромный МПК «Атяшевский» возвысился здесь совершенно неслучайно.

Кстати, отдает седой стариной и название мордовской деревни Батушево, что в нескольких километрах юго-восточнее райцентра Атяшево. В начале весны 1236 года до 150 тысяч всадников под началом 29-летнего хана Бату устремились с предгорий Алтая и верховий Иртыша на Запад. Преодолев свыше 4000 км, татаро-монгольская конница в июне того же года достигла реки Итиль – Волги, где и разделилась надвое (собирательное название «татары» получили подчиненные монголами кочевые тюркоязычные племена).

Прославленный полководец Субэдэй (Субутай) обрушился на Волжско-Камскую Булгарию, чтобы «отмстить неразумным» булгарам за 1223 год. Тогда, возвращаясь после разгрома русских и половцев на Калке, Субэдэй нарвался на булгар, потерпел первое в своей жизни поражение и едва вырвался из западни близ Жигулевских гор – в том месте, которое мы называем Самарской дугой. Теперь монголы даже не стали брать пленных. Если кому-то из булгар и позволялось спасаться бегством, то лишь затем, чтобы рассказами о монгольских зверствах устрашать русских.

Сам же Бату-хан с основной массой войска взялся за степное «подбрюшье» Руси и к концу 1236-го покорил огромную Дешт-и-Кипчак, простиравшуюся широким фронтом от Каспийского до Азовского морей. В этих удобнейших для коневодства краях монголы задержались почти на целый год. Отремонтировав табуны, они решили атаковать Русь с началом зимы: в иное время года массы кавалерии не смогли бы передвигаться по лесному, болотистому и речному бездорожью. Начать решили с Рязанского княжества, которое отделялось от наказанной Булгарии землями современной Мордовии, откуда и предстояло произвести вторжение.

Переведя свой отряд через реку Суру, которая с запада ограничивала опустошенную Булгарию, Субэдэй вторгся в незатронутые войной земли. На территории современного Атяшевского района монгольский военачальник и решил дожидаться возвращения Бату-хана из покоренной Кыпчакской страны. По всей видимости, местные жители показали Субэдэю остатки столицы Поволжской Гуннии, которая прекратила существование за 600 лет до прихода монголов.

Узнав, что восемь веков назад близ Атяшева находилась одна из ставок великого Аттилы, Субэдэй счел это добрым знаком. И гунны, и монголы – народы, родственные хунну; и гуннский, и монгольский языки восходят к протомонгольскому языку хунну. Вдобавок опытнейший вояка по достоинству оценил преимущества стратегического расположения мордовской земли между русскими и булгарами.

К гуннским развалинам Субэдэй из уважения прикасаться не стал и основал неподалеку новое стойбище. Неграмотные монголы в топонимике действовали так же лихо, как на поле брани. В названии Атяшево заменили восходящее к шаньюю Аттиле «Атя» на «Бату», и дело было сделано: рядом с Атяшево родилось Батушево.

В 1237 году мокшане признали патронат монголов и поставили им конное войско, принявшее участие в авангарде польского похода Батыя. Эрзяне же вовсе не подчинились захватчикам и ушли в северные леса. Впрочем, при первой же возможности мокшане, понеся огромные потери, покинули страшных завоевателей: уцелевшие вернулись к своим домам, принялись восстанавливать стада свиней, расхищенных монголами.

 

Часть III. Роковая красота Ильдико

Изображение Аттилы с сайта: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ commons/9/99/Attila _Museum.JPG?uselang=ru

Согласно западным историкам, Аттила был убит собственной прекрасной супругой по имени Ильдико. Неудивительно, что разгромленные гуннами германцы из разных племен, включая готов и франков, поспешили объявить Ильдико «своей». Само имя стали бодро возводить к уменьшительному от hild – привычного окончания женских имен у древних германцев.

Чаще всего последнюю жену вождя гуннов западная наука стала рассматривать в качестве дочки короля восточногерманского племени бургундов, уничтоженного гуннами вместе с королевством и династией бургундов в 437 году. На основе этого бездоказательного утверждения Ильдико перекочевала в древнегерманский эпос о бургундской царственной династии Нибелунгов, а имя ее трансформировалось как в Гудрун (она еще умудряется поубивать собственных сыновей от Атли), так и в Кримхильду, что породило чудовищную путаницу.

Из устного германского эпоса историю Ильдико и Аттилы заимствовали скандинавские саги – как-никак, многим народам хотелось сопричастности великим событиям, хотя эти народы могли не иметь никакого отношения к борьбе с гуннами. В любом случае все охотно верили, будто знатная бургундка в полном согласии с законом кровной мести отплатила Атли за своих братьев, которых поубивали гунны.

Нам, однако, представляется, что никакого отношения ни к германцам, ни к скандинавам Ильдико вовсе не имела, а была, скорее всего, мокшанской принцессой: на простолюдинке Аттила жениться ну никак не мог. К сожалению, этимология ее имени так и осталась среди загадок истории. Не нашли мы и населенных пунктов, в названиях которых можно было обнаружить хоть какие-то фрагменты слова «Ильдико»...

Гуннский народ – плод метисации хунну и угров, прежде всего эрзян и мокшан. Например, в современной Венгрии «своими» считают как Ильдико, так и Аттилу. А что? Те и другие – финно-угры, соплеменники венгров. Браки гуннов с эрзянами и мокшанами были делом обычным, и число подобных браков быстро росло согласно традициям тех времен: женитьба на родственниках укрепляла весь клан. В итоге появлялось множество родственников у гуннов среди мордвы, у мордвы – среди гуннов. Возможно, современные мордовские скулы напоминают нам о скулах пришедших из далекого Ордоса монголоидов-хунну.

Задуманный гуннами в IV веке поход на Запад пришелся по душе знатным мокшанским родам, и в 375 году большая часть мокши влилась в орду грозных завоевателей, к которой вдобавок примкнула часть недавно разбитых гуннами же аланов (ираноязычных номадов из числа скифов и сарматов). Именно этот год принято считать стартом Великого переселения народов, первой крупной жертвой которого стало мощное государство остготов, раскинувшееся от Чёрного до Варяжского морей.

К моменту, когда в 453-м Аттила впервые увидел принцессу Ильдико, он успел сделать своими женами и наложницами бессчетное число первых красавиц разных племен. Но такая божественная прелесть повстречалась всесильному предводителю впервые в жизни. Не последнюю роль сыграло происхождение Ильдико из рода мокшанского вождя: придворные с легкостью вычислили, в какой степени родства находится Аттила с юной красавицей. Своя, своя, своя!

Дополнительно взаимную тягу Атли и его возлюбленная могли испытывать благодаря единому религиозному основанию. В отличие от нас с вами, вера древних была абсолютной истиной. Хунну принесли из своего Ордоса веру в Тенгри, что в тюркских языках означает «Небо». В мифологии тюркских народов это неперсонифицированное мужское сверхъестественное начало распоряжалось судьбами как отдельных людей, так и целых народов, а позднее диверсифицировалось в различные небесные божества.

Тесное общение с мордвой на протяжении столетий способствовало тому, что хунну отказались от привычных человеческих жертв, а взамен на жертвенники стали возлагать лошадей. В итоге после первобытных мерзостей именно в наших краях – Волго-Окском междуречье – жертвоприношения взамен массовых трагедий превратились в праздники. Кстати, огромную роль у гуннов (по традиции хунну) играли шаманы, которые были и предсказателями, и знахарями, и жрецами, и магами.

Между тем, готы (совершенно справедливо, с их точки зрения, ненавидевшие гуннов) были первыми германцами, которые буквально за сто лет до прихода кочевых орд с Востока приняли христианство. Тогда, в IV веке новой эры, христианство (неправославного толка) стало очень популярным среди готов. Проповедник Вульфила (ок. 311–381 или 383) перевел на готский язык почти всю Библию, и громадные толпы собирались послушать его комментарии к священной книге. В конце концов готы избрали Вульфилу своим епископом. Его перевод Книги книг стал одновременно и самым ранним литературным памятником на древнегерманском языке, и старейшим письменным переводом с древнегерманского.

В итоге столкновения гуннов, аланов и мокши с германцами (и италийцами) было густо окрашено конфессиональной составляющей: язычники яростно бились с единобожниками; неслучайно христиане называли Этцеля Бичом или Гневом Божьим. До начала русской христианизации мордовского населения в XVII веке оставалось, как видим, гораздо свыше тысячи лет.

С огромным трудом в 451 г. европейцы остановили гуннов в Восточной Галлии. Однако участь Западной Римской империи была предрешена. Сорванные гуннами с насиженных мест племена ворвались в Италию. С властью римских императоров было покончено навсегда – вот к чему в итоге привела торговля китайскими шелками! Сами же гунны с годами без остатка растворились среди других племен, в том числе на Востоке среди мордвы.

В результате сказанного трудно поверить, что юная принцесса Ильдико настолько сильно желала зла своему супругу, что убила его. Кстати, ни германский, ни скандинавский эпос не дают нам хотя бы приблизительной картины произошедшего. Гудрун (или Кримхильда) то ли прирезала своего спящего на брачном ложе в пьяном виде молодожена ножом, то ли щедро добавила ему яду в вино.

В реальности великий Атли, скорее всего захлебнулся собственной кровью, поскольку страдал носовыми кровотечениями. Вероятно, данное эпохальное событие застало в ставке гуннов Приска Панийского (примерно ровесника Аттилы), чья «Византийская история и деяния Аттилы» в 5 томах дошли до наших времен, увы, лишь в пересказах других авторов.

Так, живший столетием позже готский бытописатель Иордан пересказывает по Приску гибель Этцеля следующим образом: «Он взял себе в супруги – после бесчисленных жен, как это в обычае у того народа, – девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжеленный вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своем обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его...».

Немудрено, что когда наутро после брачной ночи грозный повелитель был обнаружен мертвым в луже собственной крови (которая отчего-то «теперь была задержана в своем обычном ходе»), а рядом рыдала Ильдико, молва быстро приписала ей умышленное убийство. По-видимому, судьба Ильдико была ужасной. На расправу в ту пору скоры были все, и язычники, и христиане. Перебили даже рабов, которые под покровом ночи хоронили Аттилу в степи сразу в трех гробах из золота, серебра и железа, дабы упрятать на века местонахождение богатой могилы.

...Колыбелями цивилизации обычно называют Египет, Вавилонию, в лучшем случае Китай, иногда – Индию. А об алтайских предгорьях незаслуженно забывают – все по той же банальной причине долгого отсутствия там письменности. Между тем именно алтайские – прототюркские! – гены изменили внешний облик большинства европейцев, а алтайские мускулы полностью перекроили карту Европы.

Начиная со II века новой эры и на протяжении последующих свыше тысячи лет алтайские предгорья выталкивали в западном направлении орду за ордой, нередко под новыми именами: хунну, хазары, кипчаки, огузы, печенеги, половцы, татары. В IX веке в китайских хрониках начинает мелькать «мэнгу-ли» – монголы... Полчище за полчищем, народ за народом устремлялись прочь от родных мест. Безудержный марш вовлекал в себя – добровольно или принудительно – многочисленные туземные племена, чья последующая ассимиляция внесла невообразимую путаницу в этногенез и языки современных наций (тем паче, что безжалостное время не пощадило и гуннский язык, принадлежавший булгарской ветви тюркских языков).
На фоне этого торжества алтайской пассионарности Великое переселение народов IV–VII веков хорошо запомнилось оттого, что его добросовестно задокументировали греческие и латинские авторы; сами-то орды были неграмотны, и даже на рубеже XII–XIII веков у монголов письменность едва зарождалась. Правда, в конце концов алтайская пассионарность «сдулась»: Алтай затих – должно быть, от переутомления – и почти обезлюдели перенаселенные некогда предгорья.

Но вернемся к истории очаровательной принцессы Ильдико и всемогущего шаньюя Аттилы. Надеемся, авторам удалось убедить читателя в том, что знаменитый германо-скандинавский эпос в этой своей части выстроен на песке пустых догадок. Ильдико была слишком юна, чтобы грамотно оказать первую помощь и не догадалась хотя бы повернуть мужа на бок. В противном случае история Европы могла пойти совершенно иным путем. А так-то что вышло?

Уже спустя 16 лет после смерти Аттилы историки не упоминают его гуннов, мигом растворившихся среди других номадов: в 469 году в Константинополь доставлена голова последнего сына Аттилы – Денгизириха. С той поры гуннами по инерции еще лет сто называли все кочевые орды подряд, которые одна за другой с берегов Причерноморья наваливались на слабые еще европейские государства.

А матери Запада продолжали пугать гуннами своих детей. Так, в землянках, вырытых на пепелищах после набега очередной монголо-татарской банды, восточнославянские матери будут утешать своих ребят: «Не плачьте, иначе придет бабай-ага и возьмет вас» («бабай-ага» – в тюркских языках «старый дядя», отсюда – Баба-Яга, см. упомянутый выше Большой мифологический словарь).

Ну кто бы мог подумать, что в конце XX века на месте мордовской ставки Аттилы (существовавшей порядка 600 лет назад) появится оснащенный по последнему слову техники завод? Его бренд «Атяшево» за последующие около 10 лет станет известен почти всей России. Благодаря господдержке, стартовавшей благодаря нацпроекту «Развитие АПК» в 2006 году, продукция «Атяшево» превратилась во вкуснейшую мясную еду – своего рода колбасный «боинг» или колбасный «мерседес», если угодно.

Иные сравнения каждый вправе привести самостоятельно.

Село Атяшево. Фото с сайта: http://http://petrmaslov.ru/tags/ardatov/

 

Село Атяшево. Фото с сайта: http://foto.cheb.ru/foto/20629.htm

 

Грудинка пикантная. Атяшевский МПК. Фото с сайта: http://www.zakazperedachi.ru/product_1220.html

Колбаски с/к "Венгерские". Атяшевский МПК. Фото с сайта: http://cans24.ru/index.php?route=product/product&product_id=1147