Динамичная Вселенная Думы о Марсе Пульсирующая Земля Ритмы и катастрофы... Происхождение человека История Экспедиции
На главную страницу Поэтическая тетрадь Новости и комментарии Об авторе Контакты
КАРТА САЙТА

Гунны и образование евразийского суперэтноса. Часть 2

А. В. Галанин © 2012

© Галанин А.В. Гунны и образование евразийского суперэтноса // Вселенная живая [Электронный ресурс] – Владивосток, 2012. Адрес доступа: http://ukhtoma.ru/gunny1.html

Этносы и суперэтносы. Власть и властные структуры в древние времена. Славяне. Что было до Киевской Руси. О технологиях, культуре и письменности евразийских этносов до принятия христианства. || Начало Великого Переселения народов. Гунны в Европе. Культура и верования гуннов. || Тюркский каганат и Великая Болгария. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Чувашия. Балкарцы и карачаевцы. Дешт-и-Кыпчак. || Империя монголов. Золотая Орда, или Улус Джучиев. || Осколки Золотой Орды. Казанское ханство. Крымское ханство. Заключение

 

Начало Великого Переселения народов

Я уже писал о том, что моря в древние времена не разъединяли этносы, а, напротив, соединяли их в могущественные империи. Имея флот, люди перевозили товары, торговали ими, обменивались идеями, технологиями, генами. Скорость передвижения по морю под парусом была значительно выше, чем на арбе по степи или с караваном верблюдов по пустыне. Поэтому первые империи на Земле были морскими, и верховодили в них так называемые «народы моря». Такова была Атлантида, а позднее государства Средиземноморья, еще позже – государства Прибалтики. Народы, жившие внутри континентов, смогли создать государства только тогда, когда появились эффективные средства передвижения по суше – кони, верблюды.

Во II веке до н.э. начинал свою деятельность Митридат Евпатор, ставший в 120 г. до н.э. царем Понта (нынешнее Черное море) – царства, владевшего почти всей Малой Азией, черноморским побережьем на Кавказе, северным причерноморьем. Вскоре эти территории и обитавшие на них этносы Митридат превратил в мощную циркумпонтийскую державу. Но в северном Причерноморье понтийскому царю пришлось столкнуться с новой, "массагето-роксолано-аорсской" волной сарматских племен, движущихся с востока на запад. Он был вынужден включить их в орбиту своей политики. Митридат хотел объединить людские ресурсы варваров Причерноморья с финансовыми возможностями греческих полисов, после чего мечтал напасть на Рим через Подунавье, по пути подключив к своему походу силы тамошних варваров, и сокрушить Рим, остановив тем самым его "безудержную агрессию".

Но Митридату удалось осуществить только первую часть своего замысла. В тот момент, когда он планировал свой поход, с севера на Рим обрушились полчища кимвров и тевтонов (народов суши). Первое столкновение произошло в 113 г. до н.э. На Рим тогда двигались 300 тысяч вооруженных воинов, с которыми шли толпы детей и женщин в большом числе. Эти люди были голодны, они нуждались в землях, чтобы прокормить людей и скот. По сути, это была волна переселения народов с севера и северо-востока на юг и юго-запад, вызванная, по всей вероятности, резким изменением климата. Скорее всего, в этот период в лесной зоне северной и восточной Европы  похолодало, а также изменился ритм погоды, что привело к серии неурожайных лет.  Но обновленная римская армия Мария (главным стимулом создания которой, вероятно, и была угроза варварского вторжения) смогла остановить кимвров и тевтонов в 102 и 101 гг. до н.э. Надо полагать, что кимвры и тевтоны в то время расселились вдоль северной границы Римской империи.

Модэ, или Маодунь, Моду (234-174 до н. э.) - основатель империи Хунну и её правитель (шаньюй) с 209 по 174 гг. до н. э.

Глобальное изменеие климата нарушило относительное этническое и экономическое равновесие в Евразии. Пришли в движение не только этносы северной Европы, но и Центральной Азии. Этнос «сюнну-хунну» принадлежал к алтайской семье языков и обитал на территории теперешних Восточной (внутренней) и Внешней Монголии. Первоначально хунны жили в южном Забайкалье и занимались скотоводством. Особенно любили они разводить лошадей. Постоянных жилищ у гуннов не было, они постоянно кочевали вместе со своим скотом и даже не строили шалашей, а жили в кибитках. Такая подвижность хуннов, скорее всего, была связана с низкой продуктивностью пастбищ, в поисках корма для скота им приходилось постоянно перемещаться. Кочевали они по степи, заходили и в лесостепь. Известно, что с конца III в. до н.э. гунны стали совершать регулярные набеги на северо-западные границы Китая. Энергичный и талантливый предводитель Модэ сплотил племена хунну, покорил часть соседних народов и после ряда побед вынудил императора Китая заключить с ним «договор мира и родства», по которому Китайская империя фактически была обязана платить хуннам дань. Полагаю, что главной причиной, толкнувшей кочевников нападать на Китай, было все то же истощение степных пастбищ. Но постепено они, что называется, "вошли во вкус" и начали грабить земледельческий Китай. Скотоводы кочевники превратились в жестоких воинов с соответствующими стереотипами поведения.

Но на рубеже I–II в. н. э. после 300 лет своего существования Хуннская империя стала распадаться, и ее влияние резко упало. Л.Н. Гумилев пишет: "Китайское правительство так мало считалось с ними, что само подрывало их авторитет среди подданных. В этот период в Китае уже началось восстание «желтых повязок» и мятежи воевод. В то время, как шаньюй жил у Цао Цао, хунны приняли участие в гражданской войне на стороне повстанцев, но успехов не имели, и «южная орда хуннов опустела». Самостоятельная история южного Хунну прекратилась в 215 г., когда шаньюй Хучуцуань был арестован, а для управления хуннами назначен китайский наместник. По всей вероятности, к этому времени затянувшаяся аридизация климата затронула не только степи Центральной Азии, превратив их в пустыни Гоби и Алашань, но от засухи сильно пострадали и восточные районы земледельческого Китая, что и стало одной из главных причин восстания "желтых повязок".

Хэнтейское нагорье на границе России и Монголии. Более 2 тыс. лет назад в этих местах зародился этнос хуннов. Фото И. Б. Маврина

Юго-восточный Хинган. Развалины буддийского монастыря. Когда-то эдесь был город Онгийнхид. Тогда здесь климат был более гумидным, с гор текла прохладная река, пастбища позволяли держать много скота. Сегодня здесь полупустыня, река высохла, скот кормить нечем. Люди ушли отсюда. Фото И.А. Галаниной.

Войско Модэ окружило передовой отряд китайцев, с которым находился сам император Лю Бан. Хунны все время обстреливали китайский отряд из луков, не давая ему передышки. Китайский император запросил мира. Рисунок с сайта: http://www.rusizn.ru/history009.html

Модэ применял обычный прием кочевников: притворным отступлением он завлек лучшие китайские части в засаду и так окружил авангард китайской армии вместе с императором. Кроме луков и мечей грозным оружием в руках хуннов были арканы. Рисунок с сайта: http://kotluban.clan.su

После смерти Модэ у хуннов началась междоусобица, которая разделила их племена на два враждебных лагеря – северный и южный. В 55 г. до н.э. южные племена покорились Китаю и перешли на его сторону – стали его поддаными, а северные во главе с великим Чжи-Чжи откочевали к западу и основали новое царство в степях Восточного Казахстана. Степи Казахстана находятся уже в зоне влияния Атлантических циклонов, а они-то (циклоны) и активизировались, отодвинув зону влияния Тихоокеанского муссона на восток, что и вызвало аридизацию климата Центральной Азии. Так что степи на территории нынешнего Казахстана в начале новой эры, напротив, стали более продуктивными, чем были раньше. Но здесь кочевали многочисленные аборигенные племена, потеснить и подчинить которые могли только высоко пассионарные этносы с востока. Надо полагать, менее пассионарные хунны оказались в Китае и вскоре утратили этническую самобытность – стали китайцами хуннского происхождения. Более пассионарные хунны именно в силу своей высокой пассионарности не смогли смириться с участью стать китайцами. Они пошли искать для себя новые земли, новые пастбища на западе. Именно эта пассионарная часть хуннов и стала впоследствии гуннами, покорившими почти всю северную Азию и почти всю Европу.

Наиболее пассионарная часть этноса хунну в поисках продуктивных пастбищ двинулась на запад. Рисунок с сайта: http://www.all-history.org/155.html

Наиболее богатые гунны имели много скота и огромные юрты на колесах. Такие чудные повозки тащили упряжки из 20–30 буйволов (кастрированных быков). В таких юртах передвигались женщины, дети и старики. Мужчины воины ехали на конях. Засуха в Центральной Азии, случившаяся в I-II веках до н.э., привела в движение племена хуннов. Рисунок с сайта: http://www.all-history.org/155.html

Северные и западные хунны перемешались в Сибири с уграми, отчего возник еще более пассионарный и агрессивный этнос – гунны. Хунно-сянбийские смешанные роды, оставшиеся в Центральной Азии, впоследствии стали этническим субстратом, на котором позднее – в VI–XI веках – вследствие более поздних пассионарных толчков возникли сначала тюркский, а позднее и монгольский этносы Великой степи. Китайские же хунны к V веку растворились в китайском суперэтносе. Этнос юебань образовали хунны, подвергшиеся ассимиляции с согдийцами.

Римский сановник Ромул писал: "Никто из тех, которые когда-либо царствовали над Скифией или над другими странами, не произвел столько великих дел, как Аттила". Картосхема с сайта: http://baltay-atilla.narod.ru/

 

На левом рисунке – гуннские воины в полном вооружении. Рисунок с сайта: http://afisha.vulanude.ru/afisha/index/date/29.10.2010

В период с 142 по 215 гг. часть хуннов постепенно ушла из Китая обратно на север, а оставшиеся на месте окитаились. Пассионарные люди, не желавшие менять своего поведения по принуждению извне, тяготились гнетом китайских чиновников. Северные кочевники сяньби были им ближе и роднее, они с ними принадлежали к одному и тому же суперэтносу Великой Степи, поэтому наиболее пассионарные гунны уходили из Китая на север в зону Даурской лесостепи.

Совместная жизнь с китайцами и смешанные браки с ними постепенно изменяли стереотипы поведения хуннов, оставшихся в Китае, и их этнос там начал распадаться. По мнению Л.Н. Гумилева, на запад ушла лишь небольшая часть хуннов воинов, но воинов пассионариев. По пути на запад она включала в себя новые группы угров и тюркоязычных номадов, усваивая их культуру. Эта сильно видоизмененная этническая группа называла себя гуннами. Об истории гуннов со II по IV вв. известно очень мало. Античный автор первой половины II в. Дионисий Периегет сообщает о народе гуннов в Прикаспии, а Птолемей упоминает о них на пространствах восточнее Волги, между бастарнами и роксоланами. Первыми народами, с которыми столкнулись в Восточной Европе гунны, были сарматы, аланы и роксоланы, которые, как пишет Аммиан Марцеллин, занимали огромные пространства по обе стороны от Танаиса к северу от Меотиды и Кавказа. Это случилось в 370 г.

Западная часть империи гуннов в V веке. Карта с сайта: http://subscribe.ru/group/rossijskaya-smes/

Гунны в Европу пришли из Азии с Алтая и Хингана. Фото с сайта: http://www.akipress.org/kghistory/news:9431

Л.Н. Гумилев считал, что в IV веке муссоны снова принесли тихоокеанскую влагу в пустыню Гоби, а циклоны из Атлантики – атлантическую воду в Заволжье, в бассейны Сырдарьи и Амударьи в пустыни Средней Азии, что и привело к резкому увеличению численности кочевников и Великому переселению народов (Гумилев, 2007). Однако ему было неизвестно, что активизация Тихоокеанского муссона на Дальнем Востоке и Атлантических циклонов в Европе и Западной Азии происходят в противофазе друг к другу, т.е. когда усиливается гумидность климата на Западе, тогда усиливается аридность климата на Востоке, и наоборот. В период с I в. д.н.э. по II в н.э. стало больше выпадать дождей на Западе, где жили аланы, сарматы и другие этносы кочевников, но в это же время наступила ужасная засуха там, где жили хунну – в Центральной Азии. Поэтому часть хуннов была вынуждена мигрировать на восток к Тихому океану и стать подданными Китая, а вторая часть, не захотев стать гражданами Китая, двинулась на запад, где нашла много корма для своего скота, но встретила здесь сильные этносы, с одними из которых хунны вступили в противоборство, а с другими подружились и слились в один суперэтнос. В итоге многие аборигенные этносы приняли и признали верховодство гуннов, мало того, и себя начали считать гуннами. А те, которые гуннам не покорились и не подружились с ними, отступили на запад и на Кавказ, как это сделали готы (отступили на запад) и аланы (ушли на Кавказ).

Ираноязычные аланы – этнос, входивший в сарматский союз. В результате нашествия гуннов они разделились на две ветви – одна ушла на Кавказ, где их далекие потомки осетины живут и ныне, другая ушла с готами на запад, где растворилась среди других западноевропейских этносов. Рисунок с сайта: http://www.stormfront.org/forum/t86925-250/

 

Гунны в Европе

В 375 году гунны появились на Нижней Волге и разгромили сарматские племена. Они положили конец многовековому господству в степях Евразии иранских народов – киммерийцев, скифов, сарматов, готов и открыли тысячелетний период господства тюркоязычных этносов, проторили путь их движению с востока на запад. Они причастны к крушению Римской империи и к распаду рабовладельческой формации в Европе. Л.Н. Гумилев в работе «Хунну» писал, что пробиться сквозь земли угров и аланов гуннам было очень трудно, и последствия этого сказались на изменении самого облика хуннов, ушедших на запад. Двухсотлетний процесс этногенеза гуннов из хуннов был очень бурным и необычным. (Этногенез болгар и сувар: http://chuvbolgari.ru/index.php/template/lorem-ipsum/velikaya-bolgariya/123-etnogenez-bolgar-i-suvar).

Вот что писал Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». В 467г. во времена Одоакра в низовьях Дона жили Эрулы (Герулы) – этнос местный, но в прошлом покорившийся готам Германариха. Но когда пришли гунны, то герулы в стычки с гуннами не вступали (Гумилев, 2007). Герулы были земледельцами и жили в пойме реки, а гуннам эти ландшафты были малоинтересны, т.к. они жили на водоразделах в степи.

Гуннско-аланская война длилась 10 лет с 360 по 370 гг. и закончилась победой гуннов. Разбив алан, гунны вошли в непосредственный контакт с империей Германариха, которая тогда простиралась от Азовского моря до Балтийского и от Тисы до Дона. В состав империи Остроготов тогда входили многие этносы: гепиды, языги, вандалы, тайфалы, карпы, герулы, скиры, а на севере росомоны, венеды, морденс (мордва), мерене (меря), тьюдо (чудь), вас (весь) и др. (Гумилев, 2007). Л.Н. Гумилев считал, что империя готов была «рыхлой», и многие входившие в нее этносы удерживались высокой пассионарностью готов при низкой пассионарности самих этих этносов.

Германарих или Эрманарих – король готов в IV веке, из рода Амалов. Эрманарих подчинил готские племена гревтунгов и местные племена в Северном Причерноморье. В римских источниках и древнегерманском эпосе он предстаёт как один из великих вождей эпохи Великого переселения народов. Империя Эрманариха пала под натиском гуннов в 370-е годы, и примерно с этого момента начался процесс разделение готских племён на вестготов и остготов.

Готский историк Иордан составил в середине VI века развернутую историю готских племен и генеалогию их вождей по сочинениям предшествующих писателей и сохранившимся устным преданиям. По Иордану, отцом Эрманариха был Агиульф. Эрманарих имел трёх братьев – Ансилу, Эдиульфа, Вультвульфа – и, по крайней мере, одного сына, Гунимунда. Иордан выделяет Эрманариха как «благороднейшего из Амалов». Сведения Иордана об Эрманарихе исчерпывают всё, что было известно о нем историкам того времени. Он покорил племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов. После того как были подчинены перечисленные северные этносы, последовало покорение державы эрулов на Нижнем Дону.

Германарих – легендарный король готов. Рисунок с сайта: http://rusich.moy.su/news/2011-05-10

Исключительно жестокую войну Эрманарих вёл против короля эрулов Алариха, до тех пор пока не подавил его сопротивления. Из слов Иордана следует, что Эрманариху было нелегко покорить эрулов. В результате победы над эрулами готы смогли контролировать все торговые пути от излучины Волги вниз по течению до Дона и Черного моря. Затем под власть Эрманариха попадают и славянские племена. Иордан сообщает: «После поражения эрулов Эрманарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти венеты, как мы уже рассказывали в начале нашего изложения при перечислении племен,  происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Эрманариха». «Умом своим и доблестью он подчинил себе также племя эстов, которые населяют отдаленнейшее побережье Германского океана. Он властвовал, таким образом, над всеми племенами Скифии и Германии, как над собственностью».

Как передает Орозий, на готов напало племя гуннов, самое страшное из всех своей дикостью. Когда готы увидели этот воинственный народ, то они испугались и стали рассуждать со своим королём, как бы уйти от такого врага. Эрманарих – победитель многих племен – с приходом гуннов призадумался. Империя Эрманариха пала в 370 г., и примерно с этого момента начался процесс разделение готских племён на вестготов и остготов.

Виктор Болдак (2007) считает, что прототипом Кащея (Кощея) Бессмертного – персонажа восточнославянских русских сказок и былин – является вождь остроготов IV в. Германарих, умерший в возрасте 110 лет.  

Прокопий Кесарийский в работе «Война с готами» говорит, что гунны заняли лежащее между Херсоном и Боспором пространство». Об алано-гуннском симбиозе говорят могильники Поволжья, в которых сочетаются элементы культуры обоих народов. Археологическим подтверждением присутствия гуннов в Крыму являются одиночные погребения IV–V вв. возле Керчи с инкрустированными диадемами. Гуннское нашествие почти не повлияло на историю Крыма и не отразилось на этническом составе его населения. Пройдя Крым, гунны столкнулись с остроготами — сильной державой Германариха. Так началась война готов и гуннов — самая долгая война средневековья, которая началась в степях Украины и закончилась на Каталаунских полях во Франции, завершившись поражением гуннов в битве при Недао в Паннонии в 455 году. Эта война достаточно полно отражена в письменных источниках (Аммиан Марцеллин, Иордан, Прокопий Кесарийский и др.)

Продвигаясь из Азии в Европу, гунны согнали с обжитых мест многие племена. Был дан толчок Великому переселению народов. В общий поток были вовлечены также болгары и сувары. В войнах гуннов сражались также русы и славяне. Рисунок с сайта: http://www.isttat6.izmeri.edusite.ru/p3aa1.html

Гунны разоряют виллу в Галлии. Рисунок с сайта: http://talks.guns.ru/forum_light_message/15/821946-m20643740.html

Аммиан Марцеллин сообщает: «…потеряв надежду дать отпор, часть германцев остготов осторожно отступили…». Прокопий Кесарийский передает начало этой войны так: «…гунны, внезапно напав на живших на этих равнинах готов, многих из них перебили, остальных же обратили в бегство. Те, которые могли бежать, снявшись с этих мест с детьми и женами, покинули отеческие пределы…». В результате нескольких сражений гунны полностью победили остроготов. После очередных поражений был убит и наследник Германариха Витимир. Остроготы отступили к Днестру, где соединились с родственными племенами визиготов. Сообща они решили дать отпор гуннам, но те обошли стороной высланный Атанарихом разведочный отряд и, перейдя Днестр, неожиданно напали на лагерь готов. Готы в панике разбежались.

Гунны после этого сражения возвратились в Северное Причерноморье. Пытаясь освободиться от гуннского владычества, славянские племена антов стали союзниками гуннов.  Король вестготов Винитарий победил антов, но гунны за это наказали Винитария и нанесли поражение готам Винитария, а его самого убили. Как сообщает Иордан, готы после смерти Винитария 40 лет не имели своего короля. После этого собственных правителей готы могли выбирать только с разрешения гуннов.

Гунны образовали в Северном Причерноморье объединение – союз разных племен, в состав которого входили аланы, славяне и покоренные аланы и остроготы. Но значительная часть визиготов, остроготов и алан покинули степи Украины и с разрешения римского императора Валента переселились во Францию и Мезию – стали римскими подданными.

Аттила - царь гуннов. Рисунок с сайта: http://www.distedu.ru

Гунны постоянно предпринимали военные походы на Запад и Восток. Так, уже в конца IV в. они проникли в Подунавье, где выступали то союзниками готов против империи, то союзниками империи против готов. В 408 г. под командованием Ульдиса гунны  огромными силами атаковали римские отряды над нижним Дунаем и опустошили Фракию. Римляне ценой богатых даров добились мира с гуннами, а потом изгнали их из своих земель, при этом Ульдис, как сообщают римские источники, якобы спасся бегством, переправившись через Дунай.

Под предводительством царя Руаса гунны осуществили ряд походов на балканские провинции Византии. В 398 г. они учинили кровавую резню и разрушения в ряде восточных провинций империи. При этом отряды гуннов доходили до Малой Азии и совершали набеги на Персию. В 420 г. они уже обитали в Карпатской котловине и активно вовлекали в политические события готов, герулов, гепидов, скиров, ругов, бургундов и алан. В 435 и 436 гг. гунны в качестве союзников Рима воевали с алеманами, франками, аланами, визиготами и бургундами. В 434 г. к власти в империи гуннов пришел Аттила и его сводный брат Блед. Но Аттила вскоре убил Бледа и стал полновластным правителем гуннского племенного союза. Центр гуннской политики в это время переместился с Северного Причерноморья в Подунавье.

В Северном Причерноморье, по наблюдениям ученых, до середины V в. царило относительное спокойствие, которое способствовало развитию центров сельской жизни и ремесел. Это укрепило могущество гуннов и их союз. Власть гуннских вождей стала наследственной и передавалась от отца к сыну. После вождя Чарато королем гуннов стал его сын Донат, последнего, в свою очередь, сменил в начале V в. Руас, который делил власть с двумя братьями. Руас предпринимал серьезные попытки подчинить себе все гуннские племена и создать единое объединенное государство. Но это удалось лишь его племяннику Аттиле.

В 440 г. Аттила свою ставку перенес в Паннонию. Особенно разрушительным был поход гуннов в пределы Римской империи в 442 г., когда они ограбили многие города, укрепления и селения. По существу, все восточные провинции Римской империи тогда были захвачены Аттилой. Под гуннским господством оказались территории от Рейна до Урала.

Битва на Каталунских холмах. Рисунок с сайта: http://swordmaster.org/2011/06/29/shlem-serviler-on-zhn-cherepnik.html

Огромнейшая армия гуннов совершала многочисленные походы глубоко на запад Европы и наводила ужас на тамошнее население. Были покорены франки, тюринги, бургунды. В 451 г. эта армия под руководством Аттилы выступила на Галлию. Римскую армию против гуннов возглавил Аэций. Он хорошо изучил тактику и стратегию гуннов, находясь длительное время в их ставке в качестве заложника. Войска Аэция состояли в основном из германцев-визиготов под предводительством короля Теодорика и аланов (которые ушли на запад) под руководством вождя Сангибана. В состав войск Аттилы входили разноэтнические племена, в том числе остроготы (которых он покорил), славяне и гепиды. Гепиды выступили под руководством своего короля Ардариха. Огромное количество воинов сошлись в битве в Шампании на Каталаунских полях. Иордан пишет: «Здесь схватились сильнейшие полки с обеих сторон и не было тут никакого тайного подползания, но сражались открытым боем. В этой битве, как рассказывают, с обеих сторон пало 165 тысяч человек, не считая 15 тысяч гепидов и франков, которые раньше сшиблись ночью, переколов друг друга в схватке, франки были на стороне римлян, гепиды на стороне гуннов».

По мнению ряда специалистов, в этом сражении гунны потерпели поражение, их армия была якобы разгромлена и в значительной степени уничтожена (эту версию распространили римские и готские историки). Однако существует предположение, что в этой битве не было явного победителя, обе армии после схватки стали недееспособными и были дезорганизованы. Визиготы и римляне стали постепенно оставлять свои позиции и отходить. Аттила, заметив отход римского войска, еще долго находился в лагере, но убедившись, что противник не возвращается, он двинул свои войска вслед за римлянами на земли империи и разрушил многие селения и города (и это сделали побежденные?). Поход гуннов на юг Апеннинского полуострова задержала эпидемия, случившаяся в их войсках, поэтому Аттила согласился на заключение мира с римлянами. Посольство в ставке Аттилы тогда возглавлял сам папа римский Лев (победители были вынуждены явиться в ставку побежденных??). Заключив с ним мир, Аттила вернулся в Паннонию. Вскоре царь Аттила двинулся громить византийские провинции, к тому времени почти совсем отложившиеся от Византии. В его войске состояли многочисленные тюркские, угрофинские и славянские этносы.

Из гуннских царей, стоявших во главе гуннской империи с 376 по 465 г., известны: Донат, Харатон, Радо, которого Иордан называет Roas, а Приск его называет Руа Басилеус, западные же древние историки его величали воеводой скифов – Rhodas; потом Аттила и Вдила, сыновья Мундиуха или Мундюка Дангичиг, Ирнар, сыновья Аттилы Данчич и Ярень. Из второстепенных гуннских вождей известны: Валамир, Блед, Горд, Синнио, Боярикс, Регнарь, Булгуду, Хорсоман, Сандил, Заверган. Надо сказать, что так их имена записаны в работах готов, римлян и византийцев, но как они в действительности звучали, теперь уже сказать невозможно.

Гуннский воин. Обратите внимание на его искусственно деформированный череп. Рисунок с сайта: http://young.rzd.ru

Гунны были в то время грозными воинами европейских степей. Рисунок с сайта: http://vk.com/greathuns

Посланник греческого императора Приск, присутствовавший на пирах у гуннов, описывает обряды чествования гостей и развлечения так: пекли былины, слушали смехотворные и вздорные речи юродивого и ломание горбуна-грека, коверкавшего язык латинский с гуннским и готским. Когда Аттила въезжал в свою столицу, его встречали девы, шедшие рядами, под тонкими белыми покрывалами; в ряду было до семи и более дев, а таких рядов было очень много. Эти девы пели скифские песни. Когда Аттила очутился около одного дома, хозяйка вышла к нему со многими слугами: одни несли кушанья, другие вино.  Аттила, сидя на коне, ел кушанья из серебряного блюда, высоко поднятого слугами. Пол в покоях царицы был устлан дорогими коврами. Вокруг царицы было много рабов и рабынь. Рабыни, сидя на полу против нее, рисовали красками на полотне разные узоры. Из этого полотна потом шили покрывала, которые гунны носили поверх одежды.

Вскоре гунны предприняли попытку подчинить себе западных аланов, обитавших в Подунавье.  Однако на сторону аланов встали визиготы во главе с Торисмудом – сыном погибшего в Каталунской битве короля Теодорика. В битве, состоявшейся в 453 году, визиготы нанесли поражение гуннам и изгнали их со своих земель.

В 454 году, во время своей свадьбы с княжной Ильдикой, Аттила неожиданно умер. Аттила был погребен в тройном гробу – золотом, серебрянном и железном тайно ночью. Гунны похоронили своего вождя на дне реки Тиссы. Так гласит предание. О сокровищах, награбленных гуннами в походах, ходило множество слухов. Согласно некоторым из них, они зарыты где-то в последней итальянской резиденции Аттилы – Бибионе. Однако город этот, прежде находившийся в прибрежной полосе Адриатического моря, как и ряд других древних морских портов средиземноморья, позднее оказался затопленным в связи с изменением уровня моря (наглядный пример – Венеция). Местные рыбаки поведали, что не раз находили на морском дне древние монеты, которые за вознаграждение передавали в музей. Эти монеты датировались первой половиной V в. Аквалангисты извлекли с морского дна много монет, античную домашнюю утварь и даже урны с прахом. Но никаких подтверждений тому, что найден именно город Бибион, нет. Ничто не указывает и на то, что найденные монеты – часть клада Аттилы.

Византийцы на пиру у Аттилы. Рисунок с сайта: http://gazetavv.com/2011/09/15/page/7/

Смерть Аттилы. Рисунок с сайта: http://attilakirly.1pyy.com/

После смерти Аттилы власть в империи перешла к его сыновьям, а они разделили империю на владения и стали воевать между собой. Так держава гуннов распалась. Сначала восстали против гуннов германские племена гепидов во главе с королем Ардарихом. Гепидов поддержали племена остроготов. В 455 году состоялась решающая битва в Паннонии близ реки, название которой Недао. В битве при Недао убили старшего сына Аттилы Элака. Два остальных брата убежали на восток в Северное Причерноморье. Через некоторое время они сделали попытку отвоевать Паннонию, но без успеха. В Паннонии место гуннов заняли остроготы. Во второй половине V в. гунны еще раз неудачно воевали против германских племен и их империи.

Но пассионарность гуннов в середине V века резко снизилась, так как в беспрестанных битвах погибали в первую очередь яростные пассионарные люди, отчего в популяции накапливались индивиды с низкой пассионарностью. Кроме того, непассионарная элита гуннского общества погрязла в стяжательстве, роскоши, ее интересы теперь ограничивались удовлетворением личных вожделений, личное для них стало важнее общего. Народ начал дистанцироваться от такой элиты, примкнувшие к гуннам этносы вдруг вспомнили, что они не гунны и захотели отделиться от разваливающейся империи.

Главная ошибка Аттилы была в том, что он пытался построить империю из этносов, относящихся к разным суперэтносам: будучи сам представителем евразийского суперэтноса, он пытался создать европейское государство из этносов западноевропейского суперэтноса. Думаю, что его отравили те, кто не смог его победить в открытой борьбе.

 

Культура и верования гуннов

Постепенно утратившие пассионарность гунны были ассимилированы вновь прибывшими в восточноевропейские степи новыми тюркскими этносами – сурагурами, оногурами, урогами. Во время гуннских войн распалась Западная Римская империя, и на ее руинах начали формироваться новые молодые государства, во главе которых были варварские вожди, стремившиеся найти на территориях римских провинций места для обитания своих соплеменников. В начале VI в., как сообщают византийские авторы, степные пространства в Европе запустевают и превращаются в коридор, по которому на запад устремились различные тюркские и угрофинские племена – угры, болгары, авары. По всей вероятности, в это время климат в Восточной Европе снова изменился – стал засушливее, степи стали менее продуктивны, и кочевники были вынуждены вновь сниматься с насиженных мест и откочевывать на запад и север. Уйти назад в Центральную Азию, где в это время активизировался Тихоокеанский муссон, они не могли, так как для этого надо было пересечь высохшие степи южной Сибири и Казахстана. В степях Украины в то время вместе с гуннами обитали кочевники разного происхождения и антропологического облика, с разными обычаями и культурой, пришедшие сюда из бассейнов Иртыша, Яика, нижней Волги и нижнего Дона. В это время на север в нечерноземную зону Восточной Европы из европейской лесостепи стали уходить земледельческие славянские этносы.

Сначала предполагалось, что собственно гуннскими являются те погребения, где известны деформированные черепа (результат умышленного удлинения головы ребенка с помощью бандажей).  Позже выяснилось, что такие черепа были характерны и для сарматов, и для некоторых готтских племен, эта мода на длинноголовость была в то время распространена довольно широко среди жрецов языческих культов и военной элиты. Возможно, что такая деформация черепа определенным образом влияла и на умственные способности, характер людей. Подобное удлинение черепов было распространено в Южной Америке у ацтеков и иных народов древности. Вряд ли это случайное совпадение.

Деформированный череп из гуннского захоронения. Фото с сайта: http://www.sociodinamika.com/puti_rossii/06b.html

Захоронение гуннов. Фото с сайта: http://www.td-lesnoy.ru/stranitsi-istorii-respubliki-altay/epocha-gunnov

Такие захоронения встречаются в северо-западной Монголии, в Казахстане и в приазовских степях. Могила – круглая яма – закладывалась камнями, чтобы ее трудно было разграбить. Впоследствии над такими могилами стали насыпать курганы, но это были уже совсем иные времена. Вероятно, курганы насыпали с той же целью – предотвратить или хотя бы затруднить разграбление. До гуннов предки скифов и сармат в горных районах устраивали так называемые плиточные могилы, когда могильная яма закладывалась обломками скал так, чтобы каждый последующий камень "запирал" все остальные.

Сегодня археологи определяют гуннские памятники и их ареал с помощью нанесения на карту тех категорий вещей, которые непосредственно связаны с гуннами. Это бронзовые котлы, бронзовые китайские зеркала, специфически гуннские г-образные удила, элементы сложного лука, седла, трехлопастные наконечники стрел, диадемы.  Погребения гуннов трудно отличить от погребений сармат. Отличительной чертой гуннских погребений является полное отсутствие в погребениях посуды, наличие в мужских захоронениях принадлежностей конского снаряжения. Особенно характерным признаком памятников гуннского времени является наличие украшений полихромного стиля. Отсутствие посуды можно объяснить, пожалуй, тем, что при постоянном передвижении горшки часто разбивались, а бронзовую и серебряную посуду в могилы старались не класть, т.к. она была дорогой. На территории Украины сегодня известно около 20 гуннских погребальных комплексов и несколько случайных находок.

Гунны хоронили покойников в ямах глубиной 0,7–1,23 м и диаметром до 7 м, опущенных до материковой глины. В яму помещали останки с погребального костра: уголь, пережженные человеческие, лошадиные и овечьи кости. В погребения клались мечи, стрелы, сбруя и седла. Сверху набрасывали камни. Иногда поверх камней, в центре, находят кости и посуду от тризны. Памятники гуннов известны в Николаевской, Одесской областях, в Крыму. В могилы воинов, кроме сбруи, клали длинные мечи или палаши, гуннский лук, наконечники стрел. От гуннского лука до наших дней дошли костяные накладки. Отличительным знаком и своеобразным жезлом гуннских правителей и наместников Аттилы был позолоченный лук. Остатки такого лука обнаружены в богатом погребении возле с. Якушовицы (Малопольша). Женские захоронения сопровождались зеркалами, диадемами, янтарными ожерельями. Диадемы в виде широкого обруча, цельного или составного, укреплялись на кожаной основе с завязками сзади. Они, как правило, покрыты золотом, богато украшены камнями. Типичны для гуннов литые из бронзы котлы на ножках.

Украшения скифов. Фото с сайта: http://reviewdetector.ru/index.php?showtopic=159512

Особенно изящно у скифов украшалось оружие. Фото с сайта: http://detecddonetsk.com.ua/mainmenu/gorodon/infodon.php

Основой хозяйства гуннов было скотоводство. В стаде содержались кони, овцы, коровы, козы, свиньи. Аммиан Марцеллин пишет, что «…у них никто не занимается хлебопашеством и гунны никогда не касаются сохи». Скотоводство дополнялось охотой. Женщины занимались домашним хозяйством, приготовлением пищи, ткачеством, изготовлением одежды и воспитанием детей. Среди ремесел были обработка кожи, ювелирное ремесло, обработка дерева.

Важное значение имела торговля с римскими провинциями в мирное время и с земледельческими племенами Причерноморья и зоны восточноевропейской лесостепи. Отношения с окружающими племенами варьировали от военного противостояния до союзничества и совместных походов. Кочевники остро нуждались в продуктах земледелия, поэтому война с соседями сменялась дружественными отношениями с ними – торговлей. Для закрепления дружеских отношений заключались браки между представителями знати. Судя по найденным археологическим материалам на некрополе столицы Боспора, местная знать в период гуннского завоевания сохранила свои богатства. Танаис, до этого лежавший более 100 лет в развалинах, при гуннах был вновь полностью заселен. На Дунае гунны уводили к себе и поселяли в своих владениях население целых византийских городов.  На новых землях, судя по источникам, поселенцы достигали большого благосостояния.

Первые военные действия гуннов действительно были направлены на уничтожение иноплеменных людей и захват пастбищ. В ту пору войском был весь народ во главе с вождями и старейшинами. Об этом периоде истории гуннов Аммиан Марцеллин писал: «они не знают … строгой царской власти, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути». В процессе образования межплеменного союза структура гуннского общества изменилась. В него вошли разноэтнические и разноязычные племена с разными культурными традициями и уровнем социального развития.

Двор Аттилы подставлял собой «разноплеменную смесь», этносы в империи гуннов, кроме своего языка, изучали готский и гуннский языки. В этот второй период происходит имущественное расслоение общества, выделяется сословие родовой аристократии. Во главе союза гуннов стоял главный правитель. Власть его была наследственной. Во главе отдельных племен стояли родовые вожди, в большинстве случаев назначаемые верховным правителем. Возможно, существовал институт наместников, назначаемых правителем. Правитель имел свою ставку, где жили его семья, его приближенные и войско.

Приск Понтийский оставил такое описание двора Аттилы в Паннонии. Он представлял собой огромное селение с хоромами Аттилы, построенными из бревен и хорошо выстроганных досок, окруженное деревянной оградой. Хоромы украшали башни. Подобные строения имели и приближенные Аттилы. Отдельные хоромы имела жена Аттилы – Крека.  «Внутри ограды было множество построек, из коих одни были из красиво прилаженных досок, покрытых резьбою, а другие – из тесанных и выскобленных до прямизны (оцилиндрованных) бревен, вставленных в деревянные круги; эти круги, начиная от земли, поднимались до умеренной высоты». У рядовых гуннов хором не было, как не было и «какого-либо постоянного жилья… Они всегда питали к постоянным жилищам отвращение. У них нельзя было найти даже покрытого тростником шалаша…». Они сравнивали жизнь в доме с жизнью в гробу.

Грабительские войны и огромные контрибуции обогащали племенную знать вождей. Они сосредотачивали в своих руках баснословные богатства, что позволяло укреплять свои позиции в обществе, следами этих богатств являются клады золотых римских монет и золотых предметов, никогда не бывших в употреблении, разбросанные по Европе. Такой клад найден в Петроссе в Румынии. Он содержал 18,8 кг золотой посуды и женских украшений. Еще одни клад обнаружен в Ходмезевашархее (Венгрия). Он состоял из 1440 золотых монет и весит более 6 кг. В кладе из селения Бине (Словакия) было 108 золотых монет, а в с. Рублевка на Полтавщине найдена 201 золотая монета. Эти примеры говорят о размерах богатства гуннской верхушки. Гунны стремились удержать в сфере своих влияний покоренные народы, включая их вождей в круг приближенных к правителю – в состав политической элиты. О присутствии при дворе Аттилы вождей готтских племен свидетельствуют записки Ириска Понтийского. При дворе Аттилы была канцелярия, писари.

Золотые гуннские чаши. Фото с сайта: http://kladoiskatel.kiev.ua/modules.php?name=News&topic _id=26&pagenum=25

Золотые гуннские украшения, инкрустированные драгоценными камнями. Фото с сайта: http://kladoiskatel.kiev.ua

Десяток семей у гуннов образовывали табор. Такое количество семей было оптимально для обеспечения выпаса стада, его охраны и умножения. Несколько таборов составляли основу племени. Гуннское племя состояло приблизительно из 500 человек. Общее количество гуннов в Европе оценивается от 25 тысяч до 250 тысяч человек. Последняя цифра, вероятно, включает не только этнических гуннов, но и те этносы, которые включились в гуннский суперэтнос и называли себя гуннами.

Аммиан Марцеллин свидетельствует: «Они к битве выстраиваются в виде клина и идут на врага с отчаянным криком. Очень легко срываются с места и иногда внезапно рассыпаются в разные стороны, неся смерть на широкие пространства". В бою гунны использовали дротики, копья. Широко применялись длинные двусечные мечи, реже короткие. Гунны умело пользовались арканами, с помощью которых выдергивали вражеских всадников из седел и доставали копейщиков за щетиной длинных копий и плотной стеной из высоких щитов.

Оружие гуннов. Рисунок с сайта: http://swordmaster.org/vtorglava.html

Справа на рисунках – гунны в бою. Врага не спасали ни латы, ни кольчуги. Гунны брали смелостью, ловкостью и изумительным владением оружием.

Рисунок с сайта: http://tr-tr.facebook.com/note.php?note_id=165155303531933

Рисунок с сайта: http://thiswas.ru/srednie-veka/slavyane-i-evraziya.html

Чистокровные гунны (хунны) относились к монголоидной расе. Из описаний следует, что их вид был далек от того, к чему привыкли представители Римской империи, хотя они контактировали со множеством народов Европы и Азии. Гунны отличались плотными и крепкими частями тела, толстыми и часто вытянутыми затылками, вообще столь страшным и чудовищным видом, что, как замечает Аммиан Марцеллин, их можно было принять за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесаны при постройке мостов. Аммиан Марцеллин подчеркивает, что гунны были безбородыми, на лице вообще не было волос. Это достигалось тем, что при рождении ребенка ему глубоко изрезывали щеки острым оружием и так якобы задерживли появление волос. О гуннах писали, что, они стареют безбородыми и лишенными всякой красоты, подобно евнухам. Клавдий Клавдиан также отмечает, что «у них безобразная внешность и постыдные на вид тела». Вероятно, не менее безобразными гуннам казались европейцы. Врага всегда изображают диким чудовищем, и в наше время тоже.

Типичным представителем гуннского народа был Аттила. Его так описал Иордан: «По внешнему виду Аттила был низкорослый с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазками, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом (кожи), он проявлял все признаки своего происхождения».  Готы предполагали, что гунны родились от связи ведьм и нечистых духов. Гунны тяжело и неохотно продвигались пешком, так как всю жизнь проводили на лошадях. Кони занимали в жизни гуннов особое место. Более всего, писал Аммиан Марцеллин, они ухаживают за конями. Молодежь с детства, прикипев к лошадям, считала позором ходить пешком. Они словно приросли к своим лошадям, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них, на женский манер, исполняли свои обычные занятия - справляли нужду по малому. По всей вероятности, ширинку у мужских штанов придумали гунны. День и ночь проводили они на коне, занимаясь куплей-продажей, ели, пили и, склонившись на крутую шею коня, засыпали и спали так крепко, что даже видели сны. Когда же приходилось им совещаться о серьезных делах, то и такие совещания они вели, сидя на конях. Это подтверждал Приск Понтийский, описывая, как «… при встрече с римским посольством послы Аттилы устроили съезд вне города, сидя на конях, так как у варваров не было в обычае вести совещания спешившись”.

Из всех этих описаний можно сделать вывод, в какой степени непривычны были гунны для глаз европейцев. Они не были похожими на прежних кочевников степей – скифов, сарматов, аланов, имевших европеоидные черты. Монголоидов европейцы увидели впервые. «Этот неукротимый народ, – писал Аммиан Марцеллин, – пылающий неудержимой страстью к похищению чужой собственности, двигаясь вперед среди грабежей и резни соседских народов, дошел до земли аланов…». Другой автор – Евсений Иероним – писал в 389 г.: «Вот весь восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды … вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом.» Читать это странно, так как и сами византийцы и римляне грабили, убивали и делали рабами десятки тысяч иноплеменников. Двойные стандарты у европейцев были распространены и в то далекое время. Римляне очень обиделись, что теперь грабить и убивать могут не только они, но и эти гнусные варвары.

Гунны одевались в одежду из полотна и звериных шкур, приспособленную для езды верхом. Полотняными были рубашки и халаты, запахивавшиеся на груди. Подол рубашки был чуть выше колен, рукава длинные, ниже кистей рук. Кстати, такие же рубахи носили и русские в недавние времена. Ремни обуви заканчивались металлическими застежками, иногда разными на левой и правой ноге. Пряжки от ремней были массивными с утолщенной спереди рамой. На головах гунны носили бесформенные, часто конической формы, уборы. При холоде на одежду набрасывали большие плащи-накидки, украшенные рисунками. Одежда носилась до полного износа. Воины носили золотые шейные гривны, реже браслеты и одну серьгу слева. Необходимым атрибутом парадной одежды гуннской женщины была диадема.

Зимняя одежда гуннов - шубы, меховые шапки и теплые сапоги. Фото с сайта: http://forum.hunturk.net/turk-buyukleri-atilla--1123.html

Гунн, справляющий нужду, сидя на коне. Фото с сайта: http://defense-and-freedom.blogspot.com/2010_10_01_archive.html

Известнейшей чертой гуннской культуры, распространившейся и ставшей модной в период средневековья практически по всей Европе, является так называемый «гуннский» полихромный стиль. Это искусство возникло в среде гуннской знати и было своеобразным отражением ее упоения богатством. Стремясь подражать знати, вещами, выполненными в «полихромном стиле», стали пользоваться и рядовые воины. Эта мода требовала покрывать все вещи тисненой золотой фольгой и инкрустировать их драгоценными цветными камнями. «Гуннский» полихромный стиль, в отличие, например, от сарматского, характеризуется преобладанием вставок красного цвета, широко использовались драгоценные и полудрагоценные камни – гранат, сердолик, янтарь. Напайки камней делались на золотой основе. Украшения в могилах встречаются редко. В их числе можно отметить стеклянные и золоченые бусы, серьги в виде калачика с глазками из альмандинов, бронзовые пластинчатые браслеты с несомкнутыми концами.

Широкое применение получила техника «клуазоне», при которой вся поверхность изделия покрывалась геометрическим орнаментом, образованным золотыми рамками, заполнеными плоскими цветными камнями (так называемая перегородчатая инкрустация). В гуннских украшениях полностью отсутствовали зооморфные мотивы, которые были характерны для скифской и сарматской культур. Орнамент у гуннов был ограничен набором рубчатых прямых валиков и петель. Золотом и цветными камнями, разбросанными как бы россыпью, щедро украшены оружие, головные уборы, пояса, обувь, седла, сбруя коня. При этом создается впечатление особой пышности и богатства. Эффект производит блеск золота и многочисленности камней. По мнению исследователей, найденные богатые могилы гуннов, а таковыми являются практически все известные погребения, принадлежали не знати, а рядовым воинам. Вещи из этих могил сравнительно недорогие; под тонким листком золота обычно скрыты бронза или серебро. Цельнолитых золотых вещей в известных могилах мало, и они мелкие. Очевидно, цельнолитые золотые украшения были доступным не простым воинам, а только гуннской высшей знати. Могилы этой знати еще предстоит найти археологам. В погребениях IV–VI вв. нередкие случаи нахождения скелетов с выраженными монголоидными признаками. Это свидетельствует о приливе в степи Восточной Европы азиатского населения.

Новым в гуннских погребениях является нахождение скелетов коней  и новых форм оружия. Чаще всего встречаются остатки гуннского лука со стрелами. Луки гуннов до 1,65 м длины, с костяными обкладками на концах и в середине. Подобный лук еще в III–II вв. до н.э. появился в усуньско-хуннской среде в Центральной Азии и в Восточную Европу проник не раньше первых веков нашей эры, и получил здесь широкое распространение только во времена гуннского нашествия. Этот тип лука имеет все основания называться гуннским. Встречаются мелкие трехгранные черешковые наконечники стрел, но в это время появляются и крупные трехлопастные, и плоские ромбовидные наконечники с уступом при переходе к черешку.

В некоторых могилах встречаются остатки седел. Передняя лука седла вырезана из целого куска дерева и имеет дугообразную форму, задняя – круглая. А вот в находках V–VI вв. железных стремян не найдено, они появились позднее. В это время, возможно, употреблялись стремена в виде ременной петли. Пряжки для подпруги были костяные.

Из предметов, связанных с одеждой, чаще всего встречаются поясные бронзовые и железные пряжки, имеющие форму слегка сплюснутого овала с немного изогнутым язычком. Встречаются бронзовые или серебряные поясные наборы из бляшек, наконечников для ремней и застежек. Бляшки фигурные с прорезями, наконечники удлиненные с заостренным концом и тоже с прорезями, застежки Т-образные с фигурным щитком с прорезями. Интересны небольшие четырехугольные пряжки с обоймой из согнутых вдвое тонких бронзовых пластин. Этого рода пряжки находятся у ног и явно относятся к обуви, вероятно, невысокой, застегивающейся ремнями.

Такой же инвентарь находят в погребениях с трупосожжением. Находят его и в послегуннское время в степях Восточной Европы и, по всей вероятности, он связан здесь с новой волной тюркских народов, тогда как трупоположения в подбойных могилах продолжали старую сарматскую традицию захоронения, одинаково характерную как для Восточной Европы, так и для Казахстана с предгорьями Средней Азии. Формы вещей, находимых в могилах степных кочевников, имеют ближайшие аналогии в предметах, распространенных в соседних земледельческих областях, например, в Борисовском могильнике в районе Геленджика или в крымских могильниках типа Сууксу, связываемых с готами, или в аланских могильниках Северного Кавказа. Одинаковые вещи находятся и на севере в финских могильниках в бассейнах Оки и Камы.

Новая волна переселения народов с востока до Европы докатилась в VI–VII веках. Это были тюрки. Фото с сайта: http://www.losttreasures.ru/?p=465

Тюрки также были высоко пассионарным этносом, зародившемся в лесостепи Прибайкалья и Забайкалья – там, откуда пришли в свое время и гунны. Фото с сайта: http://www.losttreasures.ru/?p=480

Все это говорит о том, что этносы в это время интенсивно передвигались, контакировали друг с другом и перенимали друг у друга более совершенные технологии и религиозные верования. Вообще же можно предположить, что трупоположение было изначально свойственно жителям безлесной степи, а трупосожжение – жителям лесной зоны, т.к. для сжигания трупа требуется много топлива – дров. В степи сжечь труп очень непросто. Но и северные лесные жители, контактировавшие с кочевниками, со временем переняли у них захоронение в могилах и отказались от погребальных костров. Так было проще и быстрее.

В V–VI вв. в степях жили и смешивались племена различного происхождения, уцелевшее местное сарматское население не только усваивало формы, принесенные завоевателями, но и в свою очередь, распространяло среди них те или другие черты, характерные для местной культуры. Уже очень скоро это привело к сложению единого гунно-болгарского этнического массива, в котором местные сарматские традиции в некоторых отношениях заняли господствующее положение.

Византия в VI–VII веках была не в силах противостоять натиску гуннов-болгар, но она для борьбы с ними использовала орду авар, которые были в это время высоко пассионарным этносом и, несмотря на то, что их войско насчитывало только 20 тыс. всадников, смогли сковать силы гуннов-болгар и отвлечь их от борьбы с Византией. После ухода авар в Паннонию и ослабления Тюркского каганата, который из-за внутренних неурядиц утратил контроль над своими западными владениями, болгарские племена вновь получили возможность заявить о себе. Их объединение на этот раз было связано с деятельностью хана Кубрата, который воспитывался при императорском дворе в Константинополе и в 12 лет был обращен в христианство. Но об этом будет рассказано далее.

Читать продолжение


 

Использованные источники информации

Артамонов М.И. Утигуры и кутригуры. Адрес доступа: http://www.mystic-chel.ru/sng/khazar/601.html

Великое переселение народов. Гунны // "Русь изначальная". Адрес доступа: http://www.rusizn.ru/history009.html

Вернадский Г.В. Древняя Русь. Адрес доступа: http://familii-v2.narod.ru/rushist/hist/ver1.htm

Болгары,хазары, гунны. Адрес доступа: http://my.mail.ru/community/history_civil/.html

Булгары. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Адрес доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%EB%E3%E0%F0%FB

Гунны. Адрес доступа: http://www.losttreasures.ru/?p=465

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: Изд-во “Мысль”, 1992. – 782 с.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. – М.: ООО « Изд-во АСТ», 2004. - 556 с.

Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.: Айрис-пресс, 2004. - 560 с.

Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии / Л.Н. Гумилев. – М.: АСТ «АСТ МОСКВА», 2007. - 606 с.

Золин П. Войны Хольмгардии с Аттилой. Адрес доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111052.htm

Ибреология Крыма. Адрес доступа: http://ivrdata.comule.com/travel/crimea/crimea.html

История Астраханского края. Адрес доступа: http://asthistory.narod.ru/istorocherk.htm

Мизун Ю. Г., Мизун Ю.В. Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества / М: Вече, 2005. Адрес доступа: http://lib.aldebaran.ru

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIIIвв. М., 1993.

Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1967.

Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «слова о полку Игореве». М.,1972.

Сайшиял. Сказание о Чнгисхане. (Перевод со старомонгольского Нарпола Очирова). Улан-Удэ: Изд-во ОАО "Республиканская типография". - 2006. 576 с.

Седов В. В. Этногенез ранних Славян. Адрес доступа: http://slawia.org/ru/book/etnogenez-rannih-slavyan

Фахрутдинов Р. Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. – М.: Наука, 1984. – 216 с.

Фахрутдинов Р. Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. - Казань: Магариф, 2000.- 255 с.

Федоров Лев. Варяжская русь. Славянская Атлантида. Адрес доступа: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/1003627/Prozorov_Lev_-_Varyazhskaya_Rus._Slavyanskaya_Atlantida.html

Эндогамия сгубила Габсбургов. Адрес доступа: http://www.infox.ru/science/past/2009/04/15/Endogamiya_sgubila_G.phtml

Этнография татарского народа. – Казань: Магариф, 2004. – 287 с.

Этногенез болгар и сувар // Историко-культурный фонд «Волжская Болгария». Адрес доступа: http://chuvbolgari.ru/index.php/template/lorem-ipsum/velikaya-bolgariya/123-etnogenez-bolgar-i-suvar


Этот цикл является продолжением цикла РУССКИЕ НЕ СЛАВЯНЕ:

1. Введение. Киммерийцы || 2. Скифы || Кельты || 4. Викинги и варяги-русь. Начало Руси || 5. Мангазея и присоединение Сибири к России