Наша ботаничка - на главную страницу

 

Теория |  Методы  |  НАШИ АВТОРЫ |  Ботаническая жизнь 
Флора  |  Растительность |  Прикладные вопросы
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ |  НАПИШИТЕ ПИСЬМО 

Мониторинг и биоразнообразие экосистем Сибири и Дальнего Востока: сборник научных статей. – Находка: Институт технологии и бизнеса, 2012. – 140 с.

Предисловие. C.6-8. Список авторов публикаций. С. 139.
Галанин А.В., Галанина И.А. Динамическая парадигма в геоботанике и ботанической географии. С. 9-24.
Урусов В.М., Петропавловский Б.С., Варченко Л.И. К корректировке ботанико-географического и флористического районирования Дальнего Востока России С. 25-45.
Сухомлинов Н.Р. Мониторинг пирогенной трансформации экосистем: проблемы, методы, подходы. С. 46-52.
Игуменова О.П. Экологический мониторинг юго-западной территории республики Башкортостан. С. 53-60.
Киреева Н.А., Якупова А.Б., Григориади А.С. Интегральная оценка устойчивости почвы к нефтяному загрязнению. С. 61-66.
Сухомлинова В.В. Изменение межвидовых стратегических взаимодействий при пирогенной трансформации экосистем. С. 67-74.
Галанин А.В., Долгалева Л.М. К вопросу о применении методики ранжированных невзвешенных вариационных рядов для анализа древостоев на постоянных пробных площадях в Сохондинском биосферном заповеднике. С. 75-92.
Галанин А.В., Галанина И.А. Корейско-Хасанская ботанико-географическая подобласть (очерк растительности). С. 93-114.
Миронова Л.Н., Реут А.А. Итоги репродукции редких и исчезающих видов декоративных травянистых растений в республике Башкортостан. С. 114-118.
Энхтайван Н. Устойчивое лесоуправление в северной Монголии. С. 119-123.
Урусов В.Н., Варченко Л.И. Врищ Д.Л., Петропавловский Б.С. Пути улучшения озеленения Владивостока. С. 123-138.

 

УДК 573.6

УСТОЙЧИВОЕ ЛЕСОУПРАВЛЕНИЕ В СЕВЕРНОЙ МОНГОЛИИ

Н. Энхтайван

Координатор проекта ООН по вопросам улучшения лесного хозяйства Хэнтэйского аймака, г.Ундурхаан


N. Oenkhtaivan. SUSTAINABLE FOREST MANAGEMENT IN NORTHERN MONGOLIA. The author discusses forest issues of modern Mongolia taking into ac-count nature peculiarities and features of Mongolia. Tasks and objectives of governmental program on forestation are described and commented. The main threats to forests and forest reclamation are listed. To accomplish sustainable forestry, Participatory Forest Management and Community Forest Management are necessary. Bibl. 4.

 

Территория Монголии обширна, протяженность с севера на юг более 1259 километров, с запада на восток – 2392 км. Общая длина границы Монголии 8161,9 км. На севере она граничит с Россией, общая протяженность этой границы 3485 км. В направлении с севера на юг характерна широтная зональность, также характерна высотная поясность, и образуются последовательно высокогорный, горнотаежный пояса. С севера на юг друг друга сменяют лесостепная, степная, полупустынная и пустынная зоны.

Горы занимают почти 2/3 страны, отдельные вершины покрыты вечными снегами и превышают 4000 м н.у.м., имеются ледники. В межгорных котловинах и долинах находятся более 3000 постоянных озер с пресной и соленой водой. Северная Монголия, в том числе Алтай, Хангай, Хэнтэйская горная область и район Эрэндаба занимают большую территорию с сильно различающимися природными условиями отдельных районов.

Северная часть территории в зоне таежных районов в физико-географическом отношении является продолжением Алтае-Саянской горной системы, южной оконечностью Восточной Сибири и Даурской степи. По совокупности природных условий Северная Монголия весьма своеобразна: здесь находятся высокогорья с вечными снегами и ледниками, сибирская тайга, проходит северная граница аридных пустынь Центральной Азии и Даурской степи, где наблюдается закономерная смена зональных типов ландшафтов.

Монголия, бассейн Орхона. Лиственичный лес. Фото А.В. Галанина

Монголия. Деградирующий из-за длительной засухи лиственничный лес в Хангае. Фото А.В. Галанина

Происходит изменение ландшафтов от лесостепных к степным при движении с севера на юг. Явная приуроченность лесов к более высоким элементам рельефа и северным их склонам достаточно ярко характеризует изменение климата в связи со сменой абсолютных высот и экспозиций.

Климатические условия Северной Монголии сложны и своеобразны. Удаленная от океанов и открытых морей Северная Монголия представляет собой типичную континентальную страну, климат которой лишь периодически испытывает влияние Ледовитого океана. Для Северной Монголии характерна густая речная сеть, так как самые крупные реки Монголии берут начало в Алтайских и Хэнтэйских горах и в Прихубсугульском нагорье.

Монголия. Саксауловый лес в пустыне Гоби. Фото А.В. Галанина

На территории Северной Монголии в зависимости от условий почвенный покров имеет сложный характер. Широкое развитие в пределах Северной Монголии таежных и лесостепных почв, повидимому, нельзя объяснить только влиянием вертикальной зональности, оно связано, в известной степени, с изменением географической широты местности [Доржготов, 1976].

Монголия является одной из стран мира с небольшими лесными ресурсами. Леса Монголии – это продолжение лесных массивов Южной Сибири, они отделяют леса Сибири от Центрально-Азиатских степей и пустынь, защищают земли от сухости и почвенной эрозии, регулируют водный сток [Леса МНР, 1988]. Лесные ресурсы Монголии занимают 8,1% от всей площади страны, и основная часть их располагается только в северной части территории. Лесной фонд составляет 19002,2 тыс. га или 12.1% от общей площади Монголии, лесопокрытая площадь составляет 13397,1 тыс.га. или 8,56%.

Горные лесные экосистемы Северной Монголии, в том числе с лиственничными лесами, занимающими 72% общей лесной площади страны, выполняют важные водоохранные, водорегулирующие и почвозащитные функции (Доржсурен, 2009). В лесном поясе на территории Монголии формируется 73% стока реки Селенги [Краснощеков, 2001]. Слабая залесенность территории объясняется как неблагоприятными для произрастания леса почвенно-климатическими условиями, так и вырубкой лесов при социализме. В последние десятилетия лесопокрытая площадь незначительно возрастает за счет искусственных насаждений.

В настоящее время особо требуется стратегия по улучшению лесов, которые имеют особое значение в мировом, национальном и региональном масштабах. Многие из вырубленных лесов впоследствии не восстанавливаются. Монголы берут ответственность перед миром по сохранению уязвимых лесов Монголии. Эти вопросы касаются не только Северной Монголии. Такие реки как Тэнгис и Шишхид берут начало из водораздельных хребтов Центральной Азии Хангая и Хэнтэя, текут на юг и теряются в пустыне Гоби. В этих же горах берут начало Орхон, Тола, Сэлэнги, относящиеся к бассейну Северно Ледовитого океана, а реки Керулен и Онон, берущие начало в горах Хэнтея в Монголии, являются истоками Амура и относятся к бассейну Тихого океана. Часть небольших рек Монголии относятся к бессточному бассейну Центральной Азии и котловины Больших озер. В этих районах каждый участок леса является большой экологической ценностью, повышая биологическое разнообразие экосистем и выполняя средообразующую роль.

Во многих регионах страны из-за потери управляемости широкое распространение получили нелегальные рубки. Широкое распространение в органах лесного хозяйства получили разные виды коррупции.

Основные угрозы для леса:
1. Низкое качество рубок и лесовосстановления, приводящее в итоге к ухудшению генофонда и формированию малоценных мелколиственных лесов.
2. Уничтожение крупных массивов девственных лесов.
3. Катастрофические лесные пожары, гибель лесов от поражения лесными вредителями.
4. Отсутствие ландшафтного подхода при планировании и ведении лесного хозяйства.
5. Повсеместное несоблюдение требований лесного хозяйства лесозаготовителями.

Принадлежность лесов к защитным и особо защитным участкам определяются законами о лесах Монголии. В случае, когда леса одновременно выполняют множество защитных функций, они относятся к категории защитных лесов, режим пользования которых отличается более строгими ограничениями. Особо защищенные участки лесов выделяются в эксплуатационных и защитных лесных массивах.

Система устойчивого управления лесами подразумевает, что лесные ресурсы и связанные с ними земли должны управляться так, чтобы удовлетворять социальным, экономическим, экологическим, культурным и духовным потребностям нынешних и будущих поколений. В управлении лесами Монголии предлагается полное выявление и сохранение лесов, возможное только в тесном контакте с местным населением и другими заинтересованными сторонами и при учете их пожеланий. Охрана леса находится в тесной связи с соблюдением прав коренных народов.

Для устойчивого лесоуправления в Монголии возникает потребность реализации совместного лесного менеджмента или Participatory Forestry Management, в котором смогут принимать участие члены Парламента, высшие чиновники, простые граждане, и общины местных жителей и заинтересованных сторон. Общинное лесное хозяйство управляется общинами (группы людей, объединенных местом проживания и общими интересами).
При общинном лесном хозяйстве местные жители:

  • имеют равное право на доступ к лесным землям и лесным ресурсам;
  • участвуют в принятии решений по лесным вопросам, затрагивающим их интересы, в том числе в отношении деградации местных лесов и лесных ресурсов;
  • участвуют в охране лесов от пожаров, лесовосстановлении и лесоразведении, следят за возможным распространением вредителей и болезней.

Ведение общинного лесного хозяйства может дать наиболее заметные результаты. В настоящее время в северо-восточной Монголии работают 325 общин, включающих 4300 семей с 8800 членами. Они владеют лесным фондом с общей площадью 761,7 тыс. га. Это - местные жители, община, местные администрации, которые владеют лесным фондом по договору «Лесной менеджмент по совместному ведению».

Правительство Монголии уделяет большое внимание охране и восстановлению лесов, в связи с этим 2010 год в Монголии был объявлен Годом Леса. Программа этого года направлена на сохранение лесов на основе устойчивого управления и восстановления там, где это необходимо. Задачи Лесной программы Монголии включает следующие позиции:

  • продвижение концепции устойчивого лесоуправления, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон;
  • совершенствование лесного законодательства в Монголии;
  • предотвращение нелегальных рубок;
  • сохранение биоразнообразия и поддержание лесов высокой природоохранной ценности.


Для реализации менеджмента «Ведение общинного лесного хозяйства» рекомендуются следующие предложения.
1. На лесных территориях Монголии, арендованных гражданами на длительный срок, заботиться о сохранения леса.
2. Общинам давать юридический статус и права по принятию решений в области лесопользования.
3. В местной администрации создать профессиональные лесные управления, которые должны оказывать помощь и поддержку общинам при разработке планов лесоуправления для общин и хозяйственных организаций.
5. Совершенствование закона ООПТ Монголии.


Литература

1. Банзрагч Ц. «Хамтын оролцоотой менежментийн ундэсний анрдугаао чуулган», 2008. (Ц. Банзрагч. Доклад на I первой национальной сессии «Лесной менеджмент по совместному ведению»).

2. Доржсурен Ч. Антропогенные сукцессии в лиственничных лесах Монголии. – М., 2009. – С. 6-10. – (Биологические ресурсы и природные условия Монголии: труды совмест. рос.-монг. компл. биол. экспедиции; т. 50).

3. Краснощеков Ю.Н. Экологическая оценка состояния антропогенной нарушенности лесов Монгольской Народной Республики // Тезисы докл. междунар. совещ. – Улан-Батор, 1990. – С. 26-27.

4. Тунгалаг М. «Хамтын оролцоотой менежментийн ундэсний анрдугаао чуулган» 2008. (М. Тунгалаг. Доклад на I первой национальной сессии «Лесной менеджмент по совместному ведению»).

 

 

 
 

© Беликович А.В., Галанин А.В.: содержание, идея, верстка, дизайн 
Все права защищены. 2012 г.